Несмотря на десятки тысяч исследований, диссертаций, семинаров и книг на тему лидерства, однозначного или четкого понятия, что такое лидерство пока не существует.
По мнению Джеймса Кранца (психоаналитик, философ), лекции которого мне посчастливилось посетить выделили одно важное качество лидера - это честность.
По его убеждению, которое я разделяю, честность наиболее сильно коррелирует с понятием лидерства, чем другие. Честность с самим собой прежде всего и целостность.
Позволю начать с понимания значения слова честность.
Честность и честь однокоренные слова. Этимологическое значение слово «честь» в русском языке связывается с происхождением от древнего корня kuei(t) - чтить, уважать (http://pervobraz.ru/slova/article_post/chest?).
В английском языке так же можно увидеть коренную связь между словами «честность» и честь»: honesty – honor, где честь (honor) означает чтить или платить уважение; действовать демонстрируя почтение или уважение; государство или условие, вдохновляющее уважение; благородство характера или манер; высокое положение или звание; знак уважения или уважения; источник славы, причина хорошей репутации» (https://www.etymonline.com/word/honor)
Стоит сказать, что в Библии «честь» соотносится с почитанием, например: «Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь»; «Велика слава его в спасении Твоем; Ты возложил на него честь и величие» и др.
Почитать означает выражать уважение или воздавать должное авторитету или достоинству объекта почитания. В этом выражена как эмоциональная сторона (чувство уважения), так и внешние проявления в виде определенного поведения.
Пятая Заповедь гласит: «После Бога почитай и люби родителей, а за ними тех, которые тесно разделяют с тобою жизнь с какой-либо стороны». Все эти средства выражения почтения возвышают отдельного индивида.
Тогда можно сказать, что «честность», это такое качество лидера, которое проявляет у других чувство уважения и желание следовать за ним или исполнять волю лидера.
Этот вывод позволяет мне высказать суждение о психоаналитической природе понятия «честность лидера» и непосредственной связи с мнением Фрейда, изложенным в очерке «Тотем и Табу».
Говоря о лидерских качествах, Джеймс Канц выделил важный, на мой взгляд, тезис: "люди должны чувствовать, что лидер не злоупотребляет своей властью, своими полномочиями. По сути, для лидера важно создать ожидаемые у подчиненных эмоциональные ощущения, как того желает получать ребенок от родителей".
Если же лидер в своих действиях, эмоциях не сможет соответствовать аналогичным ожиданиям, «последователи могут разочароваться в нем, выместить возмущение», восстав против деспотичного отца. А его убийство и, ассоциированные с этим убийством вина и страх исследованы Фрейдом в «Тотеме и табу»
Оле Халили (организационный психолог из Великобритании), в своей статье пишет, что: «Ранний опыт с властью - с матерью или отцом – может повториться или компенсироваться через наши отношения с авторитетными фигурами на работе».
Таким образом, честь или честность лидера должны включать в себя лучшие родительские качества, которые хочет видеть ребенок.
И, опять-таки, в каждом конкретном обществе этот образ идеального родителя скорее всего будет отличаться, что, несомненно, следует учитывать в психодинамическом подходе.
Более того, лидер по мнению Джеймса Кранца должен быть ментально и эмоционально готов к такой «родительской» проекции и знать об ожиданиях своих последователей.
В противном случае, благодаря проективным силам, лидер может испытывать иррациональные эмоции, такие как: гнев, страх, уязвимость, зависть, конкуренцию.
Все они будут сказываться и влиять на принимаемые решения лидером, на его взаимоотношениях, которые могут стать неспособными вдохновлять людей эффективно работать с ним.
Улфред Бион, основатель исследования групповой психодинамики, высказал следующее: «Страх, ненависть и зависть настолько сильны, что заставляют предпринимать шаги по разрушению процесса осознания вообще любых чувств»
Подобную идею предлагает и Манфред Кетс де Врис: «Организации не могут работать успешно, если руководители не принимают во внимание случайности и иррациональные процессы, являющиеся частью внутреннего мира участников организаций».
Из вышесказанного следует, что угроза идентичности индивида и его самоощущению, а также трудности с поддержанием границ собственного эго - обычные переживания для каждого человека.
И когда эти внутренние механизмы в организации находятся под «прицелом», какие-бы не предлагались инструменты по улучшению эффективности, достичь желаемых результатов лидеру будет довольно проблематично
В развитие идеи о родительской роли динамическом коучинговом подходе, мне вспомнилась простая формулировка, предложенная Михаилом Литваком относительно позиции матери и отца. По его мнению, формула материнской любви такова: «Делай, что хочешь, я все равно люблю тебя. Иди куда хочешь». Формула отца: «Делай, как я. Делай, что хочешь, ты ведь умный» (М. Литвак, «4 вида любви»).
Эти формулы вовсе не означают необдуманной вольности. Возможно это некоторая мечта каждого отдельно взятого ребенка – проявлять себя и не быть при этом отвергнутым. Ребенок рождается в инфантильной любви матери и нуждается в осознании безусловной материнской любви, то есть без насилия и без наказания. Когда ребенок понимает, что он может уйти и способен быть самостоятельным. Отцовская любовь наделяет внутренними правилами, умением брать на себя ответственность, где важную роль играет личный пример родителя.
И возникает вопрос, а не того же самого, каждый хочет испытать, находясь под чьим-то руководством? И если да, то не означает ли это умение лидером создавать аналогичные ощущения у своих последователей, чтобы быть и оставаться почитаемым?
Джон Уитмор предположил, что человеку важно осознавать веру окружающих в него и получать поощрения, поддержку, а не блокирование его собственных решений и выборов. «Это значит, что независимо от его должности к нему относятся как к равному. Это значит, что никто ни словом, ни делом не проявляет по отношению к нему снисходительности или высокомерия, не дает указаний, не винит, не угрожает, не игнорирует и не унижает его» («Внутренняя сила лидера»).
По сути, это в некотором смысле инфантильное желание, описанное выше, но тем не менее, позволяющее проявлять спонтанность и творчество. Ведь, когда люди со страстью относятся к своей работе, они ее выполняют гораздо лучше. Когда сотрудники той или иной компании вкладываются, когда они преданы работе, результаты у всей организации в целом будут более привлекательными.
И тогда получается, что там, где от подчиненных лидер ожидает проявление креативности или нестандартности мышления, лидеру следует вооружиться умением быть «лучшим родителем» и создать атмосферу таких эмоциональных состояний у сотрудников, когда они будут способны проявлять энтузиазм и вовлеченность, а не желание внутреннего саботажа, подрывающего желание работать.
В этом смысле я увидела некоторую схожесть с даосскими идеями о лидерстве: «Сильный руководитель помогает простому народу развивать кругозор и поддерживать самосознание. С открытым сердечным духом, крепким телом-умом, цельным характером и ясностью в мыслях. Эти люди делают свой выбор и могут естественным образом сопротивляться докучливым болванам, которые пытаются у них украсть способность отзываться. Нет усилий, нет напряжений»» (Лао-Цзы, «Дао де Дзен»).
Однако, несмотря на простоту предложенной модели, реализация таковой, довольно непростой процесс, который обусловлен множеством внешних факторов, в том числе моральных и культурных. И как отметил Джеймс Кранц, при формировании лидерства важно понимать, какое лидерство необходимо в той или иной организации, а не каким будет лидер.
Между тем, игнорируя понимание этих иррациональных процессов, лидер рискует периодически больно ударять по уверенности и эго подчиненных. В свою очередь отсутствие возможности свободно выражать себя, может быть воспринято как ограничение или тюрьму, железную клетку и тогда, как высказался Джеймс, «креативность вылетает в окно». В итоге, можно предположить, что совсем скоро произойдет то самое «убийство» авторитета, о котором писал Фрейд в очерке «Тотем и Табу».
Завершая свои рассуждения, позволю себе сделать вывод о том, что честность, как важное лидерское качество по своей сути является психоаналитической моделью, включающей в себя умение лидера вызвать почитание у своих подчиненных или последователей в свете их фантазий лучшего родительского образа, сформированного в том или ином обществе или группе людей.
То есть, честность это не про то, чтобы говорить правдивые вещи, а про то, как вызвать уважение и почет. Но, я могу ошибаться в своей версии, которая может быть опровергнута.
Написать мне или забронировать ознакомительную сессию можно по ссылке здесь >>> https://territorydzin.ru/trial