Найти в Дзене

«Вероломство образов»: творчество Рене Магритта

Бельгиец Рене Магритт не был художником-загадкой в традиционном понимании. Он не был сторонником эпатажа и, как и многие из нас, не доверял популярным деятелям искусства и лишь в зрелом возрасте сам стал таковым. Стиль его работ постоянно менялся, отражая его личные переживания и позволяя зрителю самому решить, что именно он видит перед собой. Какой же была его на первый взгляд тихая жизнь, и какой мир он создал в своих работах?

Рене Магритт
Рене Магритт

_____________________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_____________________________________________________________________

Магритт начал рисовать ещё в 10 лет и получал высокие оценки по рисованию, в отличие от других предметов. Одним из самых запоминающихся событий детства для него стало времяпровождение с дочерью мясника Жоржеттой Бергер, с которой они познакомились на ярмарке. Ему было 15, а она была на три года младше. Их прогулки были несколько необычными: Рене с подругой любили играть на старом заброшенном кладбище. Там они довольно часто встречали художника, изображающего аллеи. Именно он и оказал решающее влияние на впечатление Магритта о мире искусства. Их разговоры позволили юноше заинтересоваться самим процессом создания картин и наделения их смыслом. Художник в глазах Рене стал тем, кто обладает некой сверхъестественной силой. 

Жоржетта Бергер
Жоржетта Бергер

Ещё одним важным событием в жизни Магритта стало самоубийство его матери Регины. Находясь в депрессии, женщина утопилась в реке. Однако художник не особенно заострял внимание на этом факте своей биографии, подчёркивая, что на него влияли и другие, менее трагичные события. Он выносил из детства более загадочные воспоминания, вроде аэростата на крыше семейного дома или таинственной корзины рядом с его кроватью.

В 1920 году, спустя шесть лет после последней встречи, будущий художник вновь встретил свою подругу детства. Они по случайности пересеклись в ботаническом саду и с тех пор не расставались. Пара сыграла свадьбу в 1922 году и прожила вместе более четырёх десятков лет до самой смерти Магритта. Жоржетта стала музой для своего мужа и довольно часто появлялась на его полотнах.

Жоржетта Бергер и Рене Магритт
Жоржетта Бергер и Рене Магритт

Первым его успехом стала написанная в 1926 году сюрреалистическая картина “Потерянный жокей”, после чего продолжал работать в этом направлении (позже он называл его “магический реализм”, открещиваясь от сюрреализма). Самым частым и, пожалуй, самым известным его героем стал человек в котелке, лицо которого зачастую было скрыто. Прототипом стал сам Магритт.

Потерянный жокей. 1926 год
Потерянный жокей. 1926 год

С 1927 года его отличительным приёмом становится изображение простых предметов, превращающихся во что-то другое. Он выбирал самые очевидные вещи, будь то яблоко, бутылка или курительная трубка, и выставлял их в совершенно в ином свете, не меняя их внешнего вида. В его работах не встретятся “жидкие” часы, как у Сальвадора Дали, или еле различимые предметы быта с картин Пикассо. Глядя на его работы, зритель может мгновенно понять, что на них изображено. Однако понять замысел всё же довольно трудно. Сам художник не давал и намёка на то, какой смысл заключён в его работах, предоставляя решить это каждому лично. Его картины становятся ребусом без правильного ответа.

Рассвет в Кайенне. 1926 год
Рассвет в Кайенне. 1926 год

С началом Второй мировой войны стиль Магритта кардинально меняется. Его картины явно вдохновлены импрессионистами и выглядят более мягкими и светлыми. Это связано с желанием художника дать людям надежду и поддержать силу духа в это тяжелейшее для мира время. В 1943 году он создаёт картину “Урожай”, которая стала отражением периода “солнечного сюрреализма”, как его называл сам Магритт. В послевоенные годы он всё же возвращается к своему прежнему привычному стилю.

Рене Магритт умел не только создавать с нуля, но и хорошо копировать. Во времена экономических трудностей он подделывал работы Пикассо и де Кирико для продажи. Бывало и такое, что он повторял свою же работу, чтобы иметь возможность продать несколько версий разным людям. Он также любил кино, экспериментально снимая короткометражные фильмы при участии жены и друзей.

Продолжение. 1965 год
Продолжение. 1965 год

На своих полотнах он создавал новый мир на основе привычного окружения, хотя жизнь самого художника была относительно неприметной. Ему нравилось выглядеть человеком заурядным. Он не стремился к известности, до последнего ведя тихую жизнь. Магритт не выделялся, нося самую обычную одежду и живя в маленьком уютном домике с гостиной, которая и была его импровизированной мастерской. Он ухитрялся работать настолько аккуратно, что пол всегда был исключительно чист. Жена его в этом поддерживала. Они редко выезжали в другие города и тем более страны, предпочитая им свой маленький уединенный мирок в собственном доме.

Художник умер в 1967 году, так и не успев дописать другую версию своей известной работы “Империя света” (серия картин, смотрите ниже). А его возлюбленная пережила мужа на целых 20 лет.

Империя света. Королевские музеи изящных искусств (Бельгия)
Империя света. Королевские музеи изящных искусств (Бельгия)
-8
-9

Нравится ли вам творчество художника? Чем именно? Расскажите об этом в комментариях!

Автор статьи: Анна Коробко

_______________________________________________________________

Читайте также:

_______________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊