Одним из первых упоминаний в искусстве о таких существах, как вампиры, относится к 18 веку. Тогда, в 1748 году, поэтом Генрихом Августом Оссенфельдером было написано стихотворение “Вампир” о мужчине, угрожавшем благочестивой девушке прийти к ней среди ночи, выпить её кровь и подарить страстный вампирский поцелуй. С тех пор произведений на эту тему появилось бесчисленное множество — она встречается в творчестве Гёте, Р. Саути, Д. Г. Байрона и А. К. Толстого. Но самым известным и самым экранизируемым из них стал роман Б. Стокера “Дракула”. Именно там появляется наиболее детальное описание вампира с уже знакомыми нам характерными чертами. Конечно же, столь запоминающийся образ не могли не визуализировать в кинематографе, порой видоизменяя классическое представление. Какими же демонстрировались перед нами вампиры с момента появления кино? Давайте вспомним основные ленты об этих харизматичных существах.
_____________________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_____________________________________________________________________
«Носферату. Симфония ужаса» (1922)
Первый дошедший до наших дней немой фильм оказался связан со скандалом: сюжет ленты был явно списан с уже упомянутого романа “Дракула”, так что вдова Брэма Стокера подала в суд за нарушение авторских прав. Выиграв дело, она добилась уничтожения большей части экземпляров фильма. Здесь мы видим основные неотъемлемые атрибуты вампира: необходимость пить кровь, непереносимость солнца, явная бледность, богатство и готическая окружающая обстановка.
«Дракула» (1931)
Эта работа является первой косвенной экранизацией романа Стокера со звуком. В основу легла одноимённая пьеса 1924 года, а также лента частично опиралась и на своего немого предшественника. Роль загадочного вампира стала культовой в исполнении Белы Лугоши, а сам фильм оказался крайне успешен и значительно повлиял на популярную культуру. Образ Дракулы здесь по большей части повторяет первую версию, однако вампир Лугоши отличается своей особой элегантностью и даже некоторой манерностью.
«Дракула» (1992)
Этот фильм наиболее близок к оригинальному роману Брэма Стокера. При первом появлении Дракула — бледный старик неприглядного вида с волосатыми ладонями и противными длинными ногтями, однако потом он молодеет. Солнце для него опасно, но тем не менее он способен выходить на улицу днём, когда там пасмурно, а также может управлять погодой и превращаться в некоторых животных.
«Интервью с вампиром» (1994)
В данном произведении по мотивам одноимённого романа Энн Райс впервые поднимается тема борьбы вампира с самим собой и своими нуждами. Аристократ Луи, обращённый в вампира, до последнего не пробует людской крови, утоляя голод убийствами крыс. Он действительно не гордится своей судьбой. Помимо этого, в фильме появляется образ девочки-вампирши Клодии, которая отличается особой кровожадностью, несмотря на юный возраст. После обращения она вечно остаётся ребёнком, что действительно её гложет.
«От заката до рассвета» (1995)
Изображение вампиров в этой фильме крайне отличается от вышеупомянутых. Изначально они предстают в роли неких соблазнителей с человеческим видом (особенно выразителен образ их “королевы” в исполнении Сальмы Хайек), однако, раскрывая свою истинную сущность, становятся совершенно непохожи на людей. Они отличаются удлинёнными ушами и сморщенной посеревшей кожей. Основной защитой от них помимо привычного солнца выступает вера. Один из героев освящает воду, что и помогает в борьбе против нечистой силы.
«Сумерки» (2008)
Этот фильм по роману Стефани Майер одним из первых приходит в голову при упоминании вампиров. Именно здесь эти существа в первую очередь ассоциируются с романтикой и темой запретной любви. Существа в фильме обладают рядом уникальных особенностей: их тело сверкает под воздействием солнца из-за свойств их клеток, отличных от человеческих; цвет их глаз меняется в зависимости от крови, которую они пьют; они обладают сверхчеловеческими скоростью, силой и острыми чувствами; им не нужен сон или человеческая еда. Здесь у них есть тени и отражения, а также на них не влияет солнечный свет.
«Дневники вампира» (2009-2017)
Сериал основан на романе Лизы Джейн Смит, и во многом продолжает тему любви после успеха “Сумерек”. В этой работе искусно сочетаются как классические представления о вампирах (например, возможность убийства деревянным колом в сердце), так и новые особенности, не использованные ранее (непереносимость вербены или возможность выходить на солнце только при условии ношения специального заколдованного камня в виде украшения). Вампиры становятся максимально приближенны к людям, имея свои страхи, переживания и желания. Они показаны существами, которые гораздо сильнее чувствуют любую эмоцию по сравнению с обычным человеком.
«Выживут только любовники» (2013)
Альтернативные Адам и Ева в данной кинокартине являются примером по-настоящему уставших от долгой жизни вампиров, столкнувшимися с неприглядными реалиями современного мира. Они предпочитают не убивать людей, так как их кровь больше не так чиста. Адам даже задумывается о самоубийстве, находясь в депрессивном состоянии. Здесь вампиры больше не окружены готическими замками: они живут как обычные люди, довольствуясь тем, что может предложить современность. Они имеют увлечения и позволяют себе влиять на науку искусство, двигая их вперёд.
Вампир как часть культуры до сих пор проходит длинный путь различных вариаций и трактовок, порой заставляя зрителя забыть о первоначальной оригинальной идее, но тем не менее динамично развиваясь и представая перед нами с самых неожиданных сторон.
Автор статьи: Анна Коробко
_______________________________________________________________
Читайте также:
_______________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊