Достаточно странное и резкое заявление прозвучало в Афганистане. Один из высокопоставленных представителей местных властей прошелся по галстукам и сказал, что это знак христианского креста и те, кто носит галстуки (журналисты, офисные работники, организации, больницы), должны быть убиты: «Они враги ислама». Афганистан после смены власти как-то выпал у нас из поля зрения. Хотя было очень много надежд, в том числе и оптимистичных, на урегулирование отношений - может быть взаимная торговля. Даже обсуждались совместные проекты, транзит трубы «Север - Юг». А потом затишье. Сейчас единственное, что вылезло на информационном поле: «Галстук - знак христианства. И тот, кто его носит, должен быть убит под пытками», - говорят талибы, которые запрещены всюду и везде.
Сергей Михеев: Это частное высказывание или уже конкретный закон?
Это высказывание высокопоставленного представителя.
Сергей Михеев: Сначала по Афганистану в целом. С талибами есть проблема. Среди них много реально фанатичных людей с больной головой. В свое время они разрушили много памятников архитектуры, истории, культуры - это было понятно. У них внутри, как и во многих других случаях, есть люди, которые более-менее разумно относятся к обстановке, а есть фанатики, которых несёт, и они остановиться не могут. Что касается наших отношений с Афганистаном, считаю, что с талибами можно поддерживать отношения. Может быть их это немножко устаканило бы. Почему? Потому что для нас это направление в сторону Пакистана, в сторону Индийского океана является важным, и есть о чём поговорить. Вопрос в том, с кем разговаривать и о чём. Мне кажется, вменяемые люди у талибов существуют, и посмотрим, как будут развиваться дела. Есть отношения, товарооборот, поэтому, кто не в курсе, там нет ситуации полной изоляции.
Это высказывание по поводу галстуков, с одной стороны, дикое и несимпатичное, а с другой стороны - смешное. Оно говорит о нежелании что-то знать по этому поводу. У православных христиан ношение галстуков не принято. Я его не ношу не из-за религиозных соображений, а потому что не нравится - не вижу в нем никакого смысла. Это фактически деталь декора. К христианству это никакого отношения не имеет. Галстуки православные очень часто связывают со знаками масонства. Масонство - это антихристианское течение. Потому что любые тайные учения какой-то тайной власти над людьми уже антихристианские, потому что они противоречат христианской догматике. Галстуки появились в Европе - там же они получили распространение в качестве элемента одежды. Можно ещё сказать, что теоретически галстук является знаком западной культуры, но то, что он является символом христианства, – это полное незнание и проблемы с головой.
У нас, у православных, галстук не в чести. Люди, погруженные в это дело, очень часто галстуки не носят. Вы видели когда-нибудь священника в галстуке? Никогда. Православное духовенство не носит его в качестве части одежды. Другой вопрос, что всему этому придавать повышенное значение глупо. Есть вещи, имеющие откровенно символическое значение, если это касается церковного облачения. А что касается светской одежды – она должна выглядеть прилично, не вызывающе, не способствовать конфликтности, не совращать других (если речь идет о женской одежде), не провоцировать других (если речь идет о мужской одежде). Всё остальное никакого значения не имеет.
Если это поощряет какие-то нехорошие в человеке страсти, то это плохо. А всё остальное ерунда. Ещё раз повторю, что у ортодоксальных православных тоже есть неприязнь к галстукам. Талибский деятель, видимо, про это не знает. Радикализм, экстремизм, фанатизм, когда «глаза на лоб лезут» - нехорош нигде: ни в какой религии, политической идеологии, ни в каком культурном течении. Он приводит только к одному: к взаимной ненависти, крови, разрушению, а к созиданию не приводит. Такие заявления выставляют талибов дикими и своим противникам дают козырь в руки.