Помните впечатления от музеев в школьное время? Ощущение обязаловки. А даже если тебе интересно, то вид подавать не хочется – засмеют. С огромным удовольствием наверстываю упущенное, периодически хожу на экскурсии. В том числе в родном городе. В ноябре 2022 года в Томске после реконструкции открылся едва ли не самый тяжелый для восприятия музей – «Следственная тюрьма НКВД». По крайней мере для меня. Даже музей инквизиции с воссозданными орудиями в старинном замке где-то во Львове не так впечатлял – то было слишком далеко, а это вот оно, чуть до моего рождения. И все так близко.
Экскурсовод Марина удивилась, что в музей заглянули томичи. Говорит, в последнее время все больше жители Новосибирска (половина группы как раз была оттуда, половина – наш книжный клуб). Я была в музее до реконструкции и после. Что ж, теперь это то место, которое буду рекомендовать всем гостям города, хотя и раньше слава этого места бежала может быть даже впереди желания всех, кто там когда-либо работал. Особенно когда это место еще не было музеем.
Музей «Следственная тюрьма НКВД» расположен в центре Томска в подвальном помещении здания, в котором в 1923–1944 годах находилась внутренняя тюрьма Томского городского отдела ОГПУ-НКВД. До революции здесь размещалась церковно-учительская школа.
Подвальное помещение музея – это девять комнат. В каждой из них кроме одной определена какая-то тематика. Где-то рассказывают о действиях следствия и системе поиска заговоров, где-то – о ГУЛАГе. И в одной воссоздана камера, ощущение жуткое.
Правила, которые видно на двери, невероятные для исполнения. В маленькие комнатушки набивалось много людей – от нескольких человек до нескольких десятков. Днем нельзя было сидеть (даже на полу!), только стоять и ходить. Причем в особенно строгих случаях нельзя было даже прислониться к стене. Впрочем, предполагаю, что недолго люди находились в этих условиях – лагерь или высшая мера наступали быстро, поскольку неграмотные сами подписывали «показания», грамотные в таких условиях легко ломались.
Переходя из комнаты в комнату прямо-таки ощущаешь, как весь этот груз наваливается сверху. И хочется на воздух. Детям сюда не стоит точно.
По музею можно ходить самостоятельно, можно брать экскурсию – расписание есть на сайте. Она занимает примерно полтора часа, потом можно походить, пофотографировать или прочитать всю ту дополнительную информацию, которую не успел за время экскурсии.
Музей занимается не только собственно популяризацией самой экспозиции. Это и мастер-классы, лекции, просмотры фильмов, обсуждение памятных дат. Но по мне так самое важное – это картотека с данными о репрессированных в Томской области. На сайте есть поисковый раздел, где, если повезет, можно обнаружить не только общие данные, но и фотографии, документы ФСБ и другая информация.
Интересно, о чем думают посетители музея? Я думала о том, как такое – появление всех этих предметов из-за предшествовавших им событий – вообще могло произойти? Мы ведь цивилизованные люди. Но наверняка все делалось постепенно, ступени были незаметными для людей. А в итоге пришли туда, куда пришли, когда любой человек мог вдруг посреди бела дня оторваться от своей семьи и уехать в нечеловеческие условия.
Помимо девяти комнат в музее с недавних пор есть два больших зала – с документами, книгами, а также дополнительная экспозиция с Днепровского рудника в Магаданской области. Кстати, о самых разных судьбах можно прочитать на канале музея в Дзене, который они активно ведут.
Современные музеи любят интерактив. И правильно, внимание посетителей сложно долго удерживать, если все спрятано под стеклом. Поэтому в комнате, посвященной ГУЛАГу, можно попробовать поднять «груз», равный тому, который перекидывали лопатами заключенные. Я подняла – тяжело. Как это делать при меню из баланды – не представляю.
Текст получился длинным, но рассказать о музее, его экспозиции и самой ситуации можно еще много чего. Но пожалуй не буду больше – и без того под впечатлением надолго.