Отцы и дети. Одно поколение сменяет другое. Всегда молодому поколению кажется, что их предшественники что-то делали не так, а взрослое поколение критикует молодых, сетуя тем, что «а вот в наше время такого не было!». Воспитание - это процесс, результат которого можно спрогнозировать, но быть уверенным в нем на сто процентов невозможно. Более того, вопросы воспитания стали актуальными относительно недавно, и такая тенденция не может не радовать.
Промахи в воспитании - дело не новое, каждый родитель сталкивается с тем, что делает что-то не так. Некоторые родительские ошибки возникают ненамеренно и даже из любви. Чистой, сильной любви. Сегодня речь пойдет о привязанности родителей и детей, а именно о тех случаях, когда привязанность - это плюс для отношений, а когда становится камнем преткновения на пути к развитию и взрослению ребёнка. Также рассмотрим, как данный компонент отражается на жизни родителей.
Во всем главное - баланс. Не всегда все бывает тихо и спокойно, радужно и весело, как и плохо и безрадостно. Умение соблюдать баланс - это также один из эффективных инструментов по выстраиванию отношений. В идеале задача родителя - быть рядом тогда, когда это нужно и уметь отойти в сторону, когда на это есть причины.
- Привязанность со знаком плюс - это тёплые, добрые чувства по отношению к человеку, ребёнку, партнеру без условий и притязаний на его свободу. Чувство привязанности подразумевает партнёрство. Ощущается, что вы два разных человека со своим индивидуальным набором качеств как положительных, так отрицательных. В случае с ребёнком особенно важно принятие его как отдельной единицы, а не собственности родителей. Рассматриваемый компонент - это в том числе чувство ответственности за ребёнка, но не тотально, а тогда, когда ему требуется помощь или совет (за которым он приходит сам, а не с подачи мамы).
Привязанность при таком раскладе помогает ребёнку чувствовать правильную опору: я иду по шатающемуся мостику, меня периодически поддерживают или предостерегают, я всегда могу позвать на помощь, я не один. Жизнь бывает разной, как и природа человека. Не забываем, что каждый из нас обладает уникальным жизненным опытом, нередко у некоторых родителей происходят «перекосы».
- Привязанности нет. Ситуации бывают всякие, даже такие, когда ребёнок воспринимается негативно, а именно у взрослого сохранились определённые предрассудки насчёт родительства. «Ребёнок отнимает время», «не дал реализоваться», «создал новые проблемы», «требует больших вложений». Из такого негатива привязанность просто не может сформироваться. Ребёнок для родителя не просто «отдельный человек», а чужой, нелюбимый, воспринимаемый как наносящий вред времени, интересам, карьере, внешности. В случае, когда нет привязанности к ребёнку, или она не возникает долгое время, или усугубляются негативные эмоции по отношению к детям, стоит обязательно обратиться за помощью к специалисту. Скорее всего рождение детей стало катализатором возникновения и усугубления психоэмоциональных травм родителя. Лучше не затягивать с завязанными внутренними узлами, ведь от их наличия зависит не только ваше благополучие, но и микроклимат в семье.
- Привязанность и гиперопека. Очень распространённая модель отношений, когда любящий родитель начинает «душить» своего ребёнка своей любовью. Такие отношения предполагают зависимость от родителя, непринятия родителем самостоятельности и взросления ребёнка. Психологи даже работают с ситуациями, когда ребёнку до 18 лет не разрешали ездить на общественном транспорте, аргументируя в основном словами о бесконечной родительской любви, а также тем, что родитель не переживет, если с его дочерью или сыном что-то случится. Родитель полностью погружён в жизнь ребенка, он не просто привязан, а крепко-накрепко завязан вместе с ним. Ребёнок не может сделать свой шаг или своё действие, не согласовав их с мамой, не посоветовавшись с ней. Здесь такой компонент как привязанность становится со знаком минус как для родителя, так и для ребёнка.
Для ребёнка состояние гиперопеки означает отсутствие инициативности, свободы, контакта со своим «я». Дети, выросшие связанными с родителями, становятся опекаемыми взрослыми, но контролирующими своих партнеров.
Для родителя тотальный контроль своих детей означает отказ от собственной жизни в пользу жизни и интересов другого. У опекающих родителей, как правило, нет своих интересов, целей, не связанных со своим ребёнком. Последствия таких отношений разрушительны для обеих сторон. С одной стороны, ребёнок, который прожил не свою жизнь и даже не знает, в чем заключаются его потребности. С другой стороны, родитель, который не просто не реализовал жизненные планы, но и перекладывает за это вину на ребёнка.
Несомненно, когда малыш является новорожденным и находится в совсем маленьком возрасте, он полностью зависит от мамы и папы: пока не может себя самостоятельно накормить, ещё не научился передвигаться, разговаривать, принимать душ, но, увы, родители будто застревают в этом состоянии, когда их ребёнок кажется им абсолютно беспомощным даже в тридцать и сорок лет! Отпустить ребёнка во взрослую жизнь, позволить ему выбрать профессию или переехать в другой город, выдать замуж или женить, принять то, что у него у самого уже появились дети, оказывается для некоторых родителей непростой задачей, даже невыполнимой.
Тогда родительская привязанность становится не трепетной и желаемой связью, «ниточкой» поколений для подрастающего или повзрослевшего ребёнка, а оковами, от которых он так и норовит избавиться. Эмоциональная связь - это очень важно, но! помним о гармонии, «так сладок мёд, что наконец он горек», - писал У. Шекспир и был абсолютно прав.
Мера крайне важна во всем, не являются и исключением чувства и эмоции. Подарите себе и своим детям возможность быть свободными и счастливыми, не упускайте свою жизнь и не берите ответственность за чужую. Неудивительно, что туда, где тебя не заставляют, не винят, не контролируют возвращаться приятнее и желаннее… это ли не счастье, когда в будущем дети сами стремятся к своим родителям?
© Екатерина Тур, 2023. Использование материалов разрешено только при указании ссылки на оригинал статьи и с указанием фамилии и имени автора.