Найти тему
Ruslan Arkady Ivanov

Исторические формы популизма

Оглавление

Конспект: В.Г. Хорос. Популизм как тип идеологии.

Популизм как определившаяся идейная традиция находится в хронологических рамках XIX-XX вв., но некоторые популистские идеи были сформулированы несколько раньше.

Дж. Уинстэнли, деятель эпохи английской буржуазной революции, провозгласил принцип установления общественной собственности на землю в общинной форме. Сходными были взгляды английского утопического социалиста конца XVIII в. Т. Спенса, впервые выдвинувшего идею национализации земли, передача её общинам.

__________

К. Маркс: социализм Т. Спенса отличался аграрной направленностью.

__________

Популистские тенденции XIX в. в развитых странах были лишь отдельными зачатками, теориями, которые не сформировались в цельную идеологию популистского типа.

Для этого в развитых странах Европы и Америки уже не было социальной почвы, прежде всего общинного крестьянства с его антифеодальными и одновременно уравнительными устремлениями. Поэтому первой крупной идеологией подобного рода стало народничество в России.

С XX в., с включением в мировой исторический процесс стран Азии, Африки и Латинской Америки, начинается новый интенсивный этап развития популистской идейной традиции.

Решающую роль здесь играет фактор общности стадиально-исторической ситуации.

Популизм как политическая культура

Американский популизм возник в 70-90-х годах XIX века как фермерское движение "гринбекеров" и "грейнджеров", поддержанное отдельными слоями рабочих. Его лидеры (Д. Вивер, У. Брайан) выдвигали требования денежной реформы, сокращения налогов, контроля над ж/д компаниями, банками и монополиями. В 1894г. была образована популистская партия, получившая на выборах более полутора миллионов голосов. Однако затем на президентских выборах её кандидат потерпел поражение, в результате чего популистское движение частично распалось, а частично было поглощено другими политическими силами, осуществившими многие реформы, отстаивавшиеся популистами.

При всём своём словесном радикализме американский популизм XIX в. не шёл дальше частичных реформ, ему были чужды всякие идеи о "социализме", "коллективизме", "некапиталистическом пути" и т.д. Он практически не имел никакой идеологии, концентрируя свои усилия главным образом в сфере политического действия.

Политические традиции популизма в США оказались, однако, весьма живучи. Как считают некоторые исследователи, они характерны и для ряда течений американской политической истории XX в. - макрекерства, прогрессизма, "нового курса" Ф. Рузвельта, наконец, "нового популизма" (Р. Нейдер, Дж. Гринфилд и др.). Отмечают популистские тенденции в деятельности президента Картера.

Популистские течения в странах Азии, Африки и Латинской Америки (XX век)

Азия

Огромные, густонаселённые, "крестьянские" страны Азии к началу XX в. сосредоточили в себе множество социальных противоречий. Задачи социально-экономического развития осложнялись проблемами политического освобождения и национального самоопределения.

Появление здесь идейных концепций популистского типа объясняется и тем, что ряд азиатских стран располагал довольно значительными отраслями национальной интеллигенции, воспринявшей в период господства колонизаторов идеи западной науки и культуры и, вместе с тем, воспитанной на давних национальных культурных традициях.

Сыграла роль Октябрьская революция, после которой происходит распространение идей марксизма-ленинизма, которые в той или иной степени ассимилировались популистскими идеологами.

Вместе с тем популистские течения в Азии имеют глубоко национальную окраску, опираются на фундамент традиционного наследия стран Востока. Популистские мыслители говорят об "индийском", "буддийском", "исламском" социализме.

фото: en.m.wikipedia.org
фото: en.m.wikipedia.org

Индия

Появление гандизма было подготовлено предшествующим идейным наследием, когда с конца XIXв. в Индии в противовес буржуазно-просветительскому реформистскому направлению нарастает движение антиколониального и антиимпериалистического протеста. В его идейном арсенале содержится уже набор представлений популистского толка: отрицание техницизма западной цивилизации, критика частной собственности (Б.Чоттопадхайя), предупреждение о "язве пролетариатства" (Б.Тшак), ориентация на крестьянство и программа радикальной аграрной реформы (О.Ч. Даш), концепция особенного пути Индии и "индийской духовности" (С.Вивекананда). Особенно показательна позиция А.Кумарасвами, взгляды которого, по мнению советских исследователей, "явственно напоминают народническую идеализацию "общинного производства", "артельного начала", "кустарной промышленности" и соответственно социалистические мечтания народников". В этом же духе развивались социально-политические взгляды Р.Тагора. М.К. Ганди аккумулировал идеи своих предшественников, одновременно модифицировав и сумев выразить их в острой идеологической форме.

В мировоззрении Ганди идеи "предельного" социального утопизма уживаются с тенденциями к умеренности и компромиссу, принципы ненасилия и пацифистского непротивления - с проектом создания национальной армии, федералистско-анархические тенденции - с теорией государственной "опеки" и т.п. Хотя взгляды Ганди претерпевали известную эволюцию.

___________

мелко-буржуазность

___________

Популистские опоры идеологических построений Ганди очевидны. Отрицание буржуазной цивилизации тесно связано у него с сознанием "ужасов первоначального накопления". Идеал национального развития ("сарводайя") вдохновляется общинными традициями индийской деревни, причём одновременно модернизация общины мыслится путём кооперирования крестьянства. Последнее объявляется основным классом настоящего и будущего...

__________

"дхарма" - нравственный долг

__________

Исходя из этого, индийский исследователь-марксист Б.Рай отмечает, что гандийское движение "было аналогично народническому движению в России и представляло собой взаимодействие устремлений городской интеллигенции с сопротивлением крестьянства усилившейся эксплуатации в результате растущей монетизации экономики".

Подобно Л.Н. Толстому, Ганди считал земледельческий труд не только необходимым для человека, но и наиболее нравственным.

Исходя из этих принципов, Ганди сформулировал основные стратегические линии общественного развития. В экономической жизни он выступал за сдерживание индустриализации и преимущественное внимание к с/х и ремеслу (мелкому ткацкому производству и пр.).

В политической жизни он ратовал за всемирную децентрализацию, когда "каждая деревня будет республикой или панчаятом, обладающими полной властью" для решения своих внутренних вопросов и защиты от внешних посягательств. "Жизнь не будет пирамидой с вершиной, опирающейся на основание. Она будет океаническим кругом, центром которого явится индивидум, всегда готовый умереть за свою деревню".

Другая отличительная особенность гандизма - принцип ненасилия ("ахимса"), ставший центром теоретической системы гандизма и одновременно особой формой социальной борьбы ("сатьяграха"). Ненасильственные методы общественного действия Ганди обосновал тем соображением, что "насилие, применённое к правителям, обернётся насилием, применённым к нам самим".

Хотя эта тактика нередко заводила индийское национально-освободительное движение в тупик, тем не менее методы ненасилия оказались сравнительно действенным средством вовлечения масс в политическую борьбу.

Вообще Ганди были свойственны немалая политическая гибкость и реализм. Ленин считал, что как вдохновитель и вождь массового движения, Ганди был революционером.

Идеи Ганди оказались "работающими" с точки зрения воспитания чувства национальной гордости, побуждали народ к решительной борьбе с британским колониализмом и создавали определённую "инерцию" для дальнейших социальных преобразований.

Гандизм был провозглашён основой идеологии партии Индийский национальный конгресс.

___________

Дж. Неру

___________

Этическое начало в политике, принципы ненасилия и "опеки" над беднейшими слоями населения - об этом постоянно шла речь в выступлениях ряда деятелей ИНК. Но общую направленность деятельности партии в период её пребывания у власти, конечно, нельзя считать гандистсткой - преобладающим в ней является курс на индустриализацию, что не соответствует установкам Ганди.

фото: cool-readers.ru
фото: cool-readers.ru

Китай

Учение Сунь Ятсена опиралось прежде всего на национальные идейно-культурные традиции. Его ближайшими предшественниками могут быть названы идеологи реформаторского движения XIXв. Чжен Гуаньин и Ван Тао. Вместе с тем выдающийся китайский демократ по-своему воспроизвёл основные положения народнического типа, что объясняется чертами общности социальной ситуации в Китае в конце XIX - начале XXв. и пореформенной России: антифеодальной направленностью освободительной борьбы трудящихся, наличием крестьянского движения, вторжением буржуазных отношений и т.п. Идеи уравнительности, национализации земли, исторический идеализм и преувеличение роли субъективного фактора, критика буржуазного строя, тема "предупреждения" капитализма в Китае, надежды на лёгкость минования капиталистической стадии ("привилегия отсталости"), опора на крестьянство, боевой демократизм и т.д. - всё это связывает взгляды Сунь Ятсена с русским оригиналом.

Наряду с этим обоснование Сунь Ятсеном "трёх принципов" своего учения (национализм, народовластие и народное благосостояние) выявляет и определённые особенности китайского популизма. Это, прежде всего, ярко выраженный элемент буржуазного демократизма и просветительства - лозунги равенства, братства, свободы, пропаганда индустриализма и научно-технической модернизации ("смешанная экономика").

Сунь Ятсен выдвинул широкий план индустриализации Китая, рассчитанный на привлечение иностранного капитала.

"Идея моя, - писал он, - сводится к следующему: заставить капитализм создать в Китае социализм, с тем чтобы эти две экономические силы человеческой эволюции могли работать бок о бок для будущей цивилизации". { ранний Сунь Ятсен

Позже Сунь Ятсен переходит к основной теме популизма - идее некапиталистического развития. На этом построена развиваемая китайским демократом схема "естественного" и "искусственного" процесса. Если Европа развивалась в "естественной последовательности" как экономически, так и политически, рассуждает он, то мы, уже зная опыт развития Запада, вовсе не должны повторять его историю - переходить от абсолютизма к конституционной монархии, потом республике и т.д. Можно "перескочить через ранг" - перейти к социализму, минуя капитализм.

Таким образом, в отличие от "естественного" прогресса Запада (т.е. медленного и приведшего к острым социальным противоречиям) прогресс Китая должен быть "искусственным" (более быстрым, верно направленным и пр.). "Социализм" - писал Сунь Ятсен, - как раз и есть то, когда максимальными усилиями человека спасают от недостатков мир, развивающийся путём естественной эволюции".

Националистическая окраска выражена у Сунь Ятсена гораздо ярче, чем у русских мелкобуржуазных социалистов, что отчасти вытекает из национально-освободительных задач китайской революции, необходимости сплочения нации в антиимпериалистической борьбе.

___________

близость к конфуцианству

_________

Третий принцип Сунь Ятсена (народное благосостояние) уходит корнями в такие понятия китайской древности, как "минь шэн" (народное благоденствие) и "цзин цзи" (наука об управлении обществом и вспомоществовании народу).