Конспект: Б.С. Итенберг "Движение революционного народничества". М.: "Наука" 1965г.
Борьба царизма с революционным движением
Среди демократической молодёжи вынашивались планы подготовки крестьянского восстания 19.02.1870г. Эти намерения узнало правительство, которое решило предпринять ряд "профилактических мер": издан циркуляр с советом полиции усилить надзор за студентами.
Осенью 1871г. жандармы уже много знали о деятельности "чайковцев". Был арестован М. Натансон. Жандармские власти сообщали правительству, что привлечённые к ответственности лица стремились к сближению с массами трудящихся и преследовали цель возбудить народ "против правительственных властей и имущих классов общества, подготовить насильственный и радикальный переворот существующего государственного и общественного строя". Власти столкнулись с серьёзной проблемой: враг был невидим: "В настоящем случае подобной организации нет, и правительство имеет дело не с известным числом лиц, соединённых каким-либо уставом, а с идеями: лица же, порознь или случайными группами, служат только проводниками и орудиями распространения этих идей без осязательной внешней связи между собой. Такое отсутствие внешней организации пропаганды крайне затрудняет её преследование и искоренение, и направленная к тому деятельность полицейской, следовательно и судебной власти обрывается в каждом отдельном случае на относительно малой группе лиц".
В конце ноября и начале декабря 1874г. по повелению царя проходило специальное совещание. На нём присутствовали министры: МВД, МинОбороны, шеф жандармов, МинЮст, НарПросвещения, финансов и пр. Пять дней длилось обсуждение вопроса о студентах. В результате совещание пришло к заключению, что студенческие "беспорядки" (-> образование) являются причиной того, что отсутствует прямая органическая связь между учащимися и преподавателями институтов; профессорский состав устраняется от борьбы со студенческим волнениями. В учебных заведениях преобладают коллегиальные формы управления. В некоторых учебных заведениях значительно увеличилось число учащихся.
В борьбу с пропагандой народников включилось Министерство просвещения. Правительственные деятели начали понимать, что одними репрессиями нельзя пресечь революционные действия, что нужны ещё какие-то дополнительные меры.
Министр юстиции граф Пален: "пагубные учения не встречают часто в самом обществе достаточно сильного и энергичного порицания".
Министр просвещения Д. Толстой в мае 1875г. рассылал попечителям ученических округов специальный циркуляр. В нём давались советы по развенчанию революционных идей в среде молодёжи: "Пусть наставники расскажут более взрослым и понятливым ученикам, что несчастные политические фанатики, недоученные юноши, затевают провести в народ несбыточные фантазии, не гнушаясь при этом ни воровством, ни грабежом, ни даже убийством".
Из циркуляра III отделения 14 мая 1877г.: "Проникая в массу простого народа, пропагандисты с другой стороны принимают все меры к тому, чтобы совратить на тот же преступный путь и недозрелую, учащуюся молодёжь. Так, они снабжают воспитанников гимназий, семинарий и других учебных заведений книгами, собирают сходки, проповедуют им вред образования, необходимость идти на помощь меньшим братьям - простому люду, доказывают неизбежность революции, обманывают ложными известиями о подготовке народа и вообще софизмами, лестью, угрозами стараются дабы их слушатели шли за ними по той же развращающей преступной дороге".
Несмотря на то, что судебный процесс был подготовлен, в правительственных сферах происходили колебания относительно целесообразности и своевременности такого крупного политического акта.
18 октября 1877г. начался крупнейший судебный процесс - "процесс 193-х". Суд решил разделить всех обвиняемых по группам, чтобы разъединить силы обвиняемых, не допустить превращения процесса в суд над самим правительством.
Привлечённые по делу о революционной пропаганде в империи большие надежды возлагали на открытый политический процесс, рассчитывая, что им удастся публично разоблачить самодержавные порядки. Они полагали, что смелые выступления подсудимых на процессе окажут сильное влияние на демократическую молодёжь, которая продолжит борьбу за правду и справедливость, продолжит дело подготовки народной революции в России.
И.Н. Мышкин в речи, произнесённой 15 ноября 1877г. указал, что цель подсудимых была установление общественного строя, который отвечал бы требованиям народа. Это может быть осуществлено только путём социальной революции, потому что государственная власть никогда добровольно не уступит насильственно присвоенных ею прав. Революция должна явиться результатом слияния двух главных революционных потоков: передовой интеллигенции и революционного народа.
Мысль отчитаться в своих действиях, определить дальнейшее направление борьбы не покидала борцов за народное дело. Участники "процесса 193-х", находясь в доме предварительного заключения, решили составить сборник материалов, в который должны были войти автобиографии революционеров, их воспоминания, речи подсудимых, статьи и т.п.
Много ценных документов, предназначенных для сборника, попало в руки жандармов. Часть их отложилась в архивах и стала доступна историкам.
Заключённые народники считали нужным как можно шире оповестить западноевропейских революционеров об освободительной борьбе в России.
23 января 1878г. был объявлен "приговор по делу о революционной пропаганде в империи". К.Н. Мышкин, П.И. Войнаральский, С.Ф. Ковалик и Д.М. Рогачёв были признаны виновными в составлении революционного общества с целью ниспровержения существующего строя "в более или менее отдалённом будущем". Приговорены к ссылке на каторжные работы в крепостях на 10 лет. Некоторые были оправданы, другие - к менее тяжёлым наказаниям. 56 подсудимых приговорены к ссылке в Сибирь и каторге.
Изучение народниками истории социальной борьбы в России
Народники проявляли интерес к истории борьбы трудящихся России против гнёта господствующих классов. Изучали главным образом народные движения: восстания Болотникова, С. Разина, Пугачёва.
Интересовало их и восстание декабристов как движение в защиту народных интересов.
Из истории крестьянских восстаний народники делали важные выводы: в России существовало и сейчас существует два глубоко враждебных, непримиримых лагеря - господствующие классы и трудящиеся массы. На протяжении всего исторического прошлого крестьянство боролось за своё освобождение. Русский народ имеет многовековой опыт борьбы, он неоднократно поднимался против поработителей, но из-за ряда ошибок не мог добиться нужных результатов в этой борьбе. Следовательно, достаточно учесть эти ошибки, чтобы добиться успешного исхода народной революции.
-> отсутствие солидарности между восставшими, неумение Разина и Пугачёва организовать народные силы, царистские иллюзии крестьян, веривших в могущество царя, а не собственные силы.
Народники считали, что в ходе революционных движений крестьян XVIIIв. был выработан "прекрасный идеал: земля и воля".
Изучение истории, т.о., укрепляло веру народников в возможность новых крестьянских восстаний и в правильности тех лозунгов, с которыми они собирались идти в народ, чтобы вовлечь его в революционную борьбу против царского самодержавия.
Влияние западноевропейского социалистического движения на революционно-демократическую борьбу в России
В.И. Ленин указывал, что передовые люди России примерно с 40-х до 90-х гг. настойчиво искали правильную революционную теорию.
Демократическое движение в России имело прочные интернациональные традиции.
Наибольшее воздействие на революционно-демократическое движение первой половины 70-х гг. оказала деятельность I Интернационала и Парижская Коммуна.
Участники освободительной борьбы в России в первой половине 70-х гг. XIXв. считали, что I Интернационал и мужественная борьбы коммунаров стали определённым рубежом и в истории русского общественного движения.
В.И. Ленин писал, что в середине 70-х гг. "марксизм не был ещё господствующим даже в Германии, где преобладали переходные, смешанные, эклектические воззрения между мелкобуржуазным и пролетарским социализмом. А в романских странах, во Франции, Испании, Бельгии, самыми распространёнными учениями среди передовых рабочих были прудонизм, бланкизм, анархизм, явно выражавшие точку зрения мелкого буржуа, а не пролетария".
Установлению связей революций России с социалистическим движением Европы способствовала русская эмиграция, благодаря которой мы были осведомлены. Русская революционная эмиграция в первой половине 70-х гг. сосредоточилась, главным образом, в Женеве, Лондоне и Цюрихе. Русская колония в Цюрихе состояла в основном из русских студентов (женщин), прибывших в Швейцарию для обучения.
В Женеве образовалась Русская секция I Интернационала, издававшая журнал "Народное дело".
В Лондоне русские революционеры группировались вокруг журнала "Вперёд", редактируемым П.Л. Лавровым.
На развитие революционного движения в России особенно сильное влияние оказала Парижская Коммуна. Народники явились современниками самоотверженной борьбы парижских коммунаров. В условиях своей страны они стремились осмыслить и перенять опыт первой пролетарской революции.
С.М. Степняк-Кравчинский считал, что с появлением Парижской Коммуны "русский социализм вступил в воинствующий фазис своего развития, перейдя из кабинетов и частных собраний в деревни и мастерские".
П.Л. Лавров: Парижская Коммуна явилась "электрическим ударом", изменившим во всём мире состояние и значение социального вопроса. "В России, - писал Лавров, - толчок Коммуны вызвал энергическое сплочение социально-революционных элементов".
Пример коммунаров рождал у народников надежду на успех крестьянской революции.
Знакомство народников первой половины 70-х гг. с революционным движением Запада способствовало развитию у них аполитизма. Революционеры России уже в сер. XIXв. стали проявлять пессимизм в оценке буржуазных революций, республиканского правления, буржуазных политических свобод.
Окончательное развенчание идеи буржуазной республики наступило после подавления Парижской Коммуны правительством Тьера. Снова, как и в предыдущих французских революциях, произошла расправа буржуазии с народом. Исторический опыт окончательно убедил русских революционеров, что республиканская власть, провозглашение политических свобод - всё это мнимые блага для народа.
Широкие круги передовой интеллигенции 70-х гг. (до "Народной Воли") признали ненужность борьбы за политические свободы, бессмысленность призывов к политической борьбе с правительством. Аполитизм ускорил массовый поход демократической молодёжи в народ.