Найти в Дзене
Ruslan Arkady Ivanov

Движение революционного народничества_1

Оглавление
Н.А. Ярошенко. "Курсистка"
Н.А. Ярошенко. "Курсистка"

Конспект: Б.С. Итенберг "Движение революционного народничества". М.: "Наука" 1965г.

Народнические кружки 1870-1873гг.

Демократический подъём конца 60-х гг. XIXв.

Идея сближения передовой интеллигенции с народом, зародившаяся во времена падения крепостного права, и получившая развитие в середине 60-х гг., к концу десятилетия становилась всё более и более главенствующей.

Особенно чувствительной к социальным противоречиям России оказалась учащаяся молодёжь. Осенью 1868г. в высших учебных заведениях страны началось брожение среди студентов, особенно в Петербурге. В 1868 - начале 1869г. в Петербурге образовался кружок, названный "Сморгонской академией". Причастными к этому кружку были П.Н. Ткачёв и С.Г. Нечаев. Участники "Сморгонской академии" ставили задачей вести широкую пропаганду среди учащихся, собирать силы для осуществления в стране социального переворота.

В 1869г. студенческое движение усилилось, стало более полнокровным. Молодёжь в основном раскололась на две группы: умеренных и радикальных. Умеренные избегали острых политических вопросов. В среде радикального студенчества горячо спорили о народных бедствиях, о взаимоотношениях передовой интеллигенции с народом.

С. Чудновский: "Вопрос ставился в резко категорической и крайне односторонней форме: "Наука или труд!", т.е. следует ли отдавать себя (хотя и временно) науке... или же, помня свой долг перед народом, помня, что все мы свои знания приобретаем на средства каторжно работающего и вечно голодающего народа, мы, учащиеся, обязаны поступиться своим привилегированным положением, добытым целыми веками несправедливости и эксплуатации, обязаны бросить науку, расстаться с высшими учебными заведениями, заняться изучением ремёсел, а затем в качестве простых ремесленников и даже чернорабочих и батраков отправиться в самую гущу народную, слиться с народом, и всем его повсеместным обиходом..."

Нечаевщина и её оценка народниками 70-х.

В период подъёма студенческого движения начал свою деятельность С.Г. Нечаев, работавший учителем училища. Он пытался объединить наиболее радикально настроенную часть молодёжи и с её помощью создать всероссийскую революционную организацию.

В это время в России распространялся журнал "Народное дело" Бакунина. В своей статье "Наука и народ" отмечалось, что освободить народ посредством науки невозможно: единственным средством является путь революционной борьбы, необходимость деятельности в народе.

Зимой 1868/69г. была разработана "Программа революционных действий", наиболее вероятными авторами которой были С. Нечаев и П. Ткачёв. Особенность этого документа заключается в том, что он призвал к политической революции: "социальная революция - как конечная цель наша и политическая - как единственное средство для достижения этой цели".

"Программа революционных действий" предоставляла большую инициативу провинциальным центрам. Она следующим образом планировала подготовку и проведение революции: до мая 1869г. основная работа должна концентрироваться в Петербурге, Москве и других университетских центрах; в это время намечалось провести выступления в высших учебных заведениях. С мая 1869г. основные силы предполагалось сосредоточить в провинциальных городах.

-> чтобы весной 1870г. организовать народное восстание.

Из-за репрессий администрации Нечаев вынужден был уехать за границу. В Женеве весной 1869г. он сблизился с Бакуниным, выдав себя за представителя русского революционного комитета.

Интерес Бакунина к России был связан с попыткой перенести на её почву деятельность "Альянса" - тайной организации, направленной против Интернационала, руководимого Марксом. Нечаев в этом деле представлялся Бакунину полезным. "Катехизис революционера" призывал к полнейшему разрушению "государственного, сословного и т.н. "образованного мира", толкал молодёжь на беспринципные действия, обман и мистификацию. "Для возбуждения же энергии необходимо объяснять дело в превратном виде". Большое значение придавалось объединению сил революционеров "с лихим разбойничьим миром, с этим истинным и единственным революционером в России".

Осенью 1869г. Нечаев возвратился в Россию, где выдавал себя за представителя Интернационала, развернул бешенную деятельность по организации "Народной расправы", прибегая к обману, шантажу, внедряя систему взаимного шпионажа и т.д. -> привело к разгрому организации.

В России после раскрытия факта убийства Иванова царское правительство решило организовать публичный политический процесс, который по замыслу реакции должен был дискредитировать революционно-демократическое движение. Начатый летом 1871г. в Петербурге процесс над членами нечаевской организации решено было широко рекламировать в печати. С благословления царя Александра II почти во всех русских газетах стал печататься подробнейший стенографический отчёт о судебном процессе над участниками нечаевской организации. Однако это не принесло царскому правительству желаемых результатов.

Знакомство с бумагами народников показывает, что молодёжь пристально изучала судебные материалы, опубликованные в газетах, определяла своё отношение к деятельности нечаевской организации. Вышло так, что правительство помогло сделать то, чего не сумели сами участники движения - широко распропагандировать идею необходимости борьбы с несправедливым социальным строем.

Признавая революционизирующее значение процесса над участниками нечаевской организации, современники осудили действия самого Нечаева, выступили ярыми противниками его авантюристической практики.

В.Н. Фигнер: "Его (Нечаева) теория - цель оправдывает средства - отталкивала нас, а убийство Иванова внушало ужас и отвращение".

А.И. Корнилова-Мороз: "Программа Нечаева, иезуитская система его организации, слепое подчинение членов какому-то неведомому центру, никакой деятельностью себя не проявившему, - всё это вызывало отрицательное отношение к "нечаевщине".

Н.А. Чарушин: "Такая организация, где в основе был обман, а во главе стоял генерал, которому безапелляционно должны повиноваться все, и не могла рассчитывать на длительное и продуктивное существование. Она неизбежно и скоро погибла бы, если не от внешнего врага, то от собственного разложения..."

Революционное подполье России развивалось в борьбе с нечаевщиной, её методами и принципами; начало этой борьбы в России положили революционные народники 70-х гг., которые выработали свои принципы революционных действий, свои нравственные правила борьбы.

Возникновение и начало деятельности общества "чайковцев"

Родоначальниками общества "чайковцев" был кружок, основанный весной 1869г. в Петербурге студентами Медико-хирургической академии во главе с В.М. Александровым и М.А. Натансоном. В ядро кружка входили представители трёх столичных высших учебных заведений: Петербургского университета, Медико-хирургической академии, Технологического института.

Важнейшим начинанием кружка было т.н. книжное дело, предпринятое Александровым и Натансоном. Будучи библиотекарями легальной студенческой библиотеки Медико-хирургической академии, они имели связи с книгопродавцами. Наряду с медицинскими книгами в студенческую среду с их помощью начала проникать литература общественно-политического содержания.

"Книжный кружок" содействовал расширению кружков самообразования, распространению демократической литературы в провинциальных городах, организации библиотек среди передовой молодёжи. Он стал, таким образом, базой объединения революционных сил студенчества. В результате деятельности "Книжного кружка" передовая молодёжь начала значительно активнее читать и обсуждать произведения Добролюбова, Чернышевского, Писарева, Некрасова, и др. Она интересовалась и произведениями западноевропейских социалистов: сочинениями Ф. Лассаля, "Историей Великой французской революции" Луи Блана, трудами Дж. Ст. Милля, "Капиталом" К. Маркса и др.

Читалась и естественнонаучная литература: "Рефлексы головного мозга" И.М. Сеченова, произведения Ч. Дарвина, Г. Спенсера и др.

Кроме того, "чайковцы" сами печатали нужные для пропаганды издания: кн. Флеровского "Положение рабочего класса в России" (2 изд.) и "Азбука социальных наук", "Историю 48 года" Луи Блана, "Рабочий вопрос" Ланге.

Одновременно книги издавались и за границей. Там были отпечатаны сборник статей Н.Г. Чернышевского "Об общинном владении землёй", кн. Н.В. Соколова "Отщепенцы", работа К.Маркса "Гражданская война во Франции".

Распространение книг по общественным вопросам явилось первым шагом на пути объединения сил революционеров.

Л. Шишко: основатели кружка стремились "создать среди интеллигенции и преимущественно среди лучшей части студенчества кадры революционно-социалистической, истинно народной партии России. С этой целью первоначальными основателями кружка решено было вести систематическую пропаганду среди учащейся молодёжи, устраивать кружки самообразования, землячества и т.н. коммуны, состоявшие уже из более тесно связанных между собой товарищей.

Уже к концу 1870г. назрела необходимость сплочения передовых сил студенчества не только Петербурга, но и других университетских центров страны. С этой целью в первой половине января 1871г. в Петербурге по инициативе "Книжного кружка" собрался съезд делегатов студенческих организаций самообразования. На съезде были представители от Москвы, Киева, Харькова, Одессы, Казани. На съезде петербуржцы предложили на обсуждение программу для кружков самообразования и практической деятельности.

Эта радикальная программа не могла быть целиком принята всеми делегатами, среди которых находились представители культурно-просветительских студенческих кружков.

Съезд студенческих кружков значительно укрепил связи Петербурга с университетским центрами других городов, он явился этапным событием в объединении демократической молодёжи.

Стремление женщин к образованию, к самостоятельности, к свободе явилось частью женского вопроса, который с особенной остротой встал в конце 60-х - начале 70-х гг. XIXв. Передовые русские женщины стремились завоевать свободу в общественных отношениях.

-> Аларчинские курсы привлекли наиболее передовых женщин того времени, стремившихся подготовить себя к поступлению на высшие курсы, открытия которых тогда добивались, или получить необходимые для педагогической деятельности знания. Девушки с большим увлечением слушали лекции популярных преподавателей математики, физики, химии, изучали и обсуждали книгу Флеровского "Положение рабочего класса в России", "Политическую экономию" Милля, сочинения Лассаля и пр.

"Кушелевский кружок" - по дачному посёлку Кушелёвка вблизи Петербурга, где произошло объединение кружка Натонсона со слушательницами аларчинских женских курсов. Организаторы кружка главным делом считали самообразование. Начались систематические теоретические занятия по заранее составленной программе. Изучали логику, психологию, политическую экономию, историю революционных движений. В кружке были специально подобраны книги, отвечающие требованиям программы.

К осени самообразование перестало играть доминирующую роль, а главной задачей кружка стала практическая работа.

Общество "чайковцев" представляло собой федерацию кружков, расположенных в различных городах России: Москве, Киеве, Одессе, Херсоне. Агенты общества имелись в Орле, Казани, Вятке, Саратове, Перми, Самаре и др.

Такая широкая сеть пропагандистских сил стала впоследствии основой для подготовки массового "хождения в народ" на обширных пространствах Российской империи.

Организация "чайковцев" была создана на принципах, противоположных нечаевской. В ней не было уставов и статусов, ограничивавших права её членов. Всё строилось на доверии и искреннем отношении к товарищам, на твёрдых моральных принципах, на преданности народному делу.

Кружки учащейся молодёжи начала 70-х годов

Профессоры Петербургского земледельческого института А.Н. Энгельгардт и П.А. Лагинов добились разрешения устраивать студенческие вечера в большом зале института, превратив его в центр студенческого движения Петербурга.

Трудно определить, насколько было организовано это движение. Известно о двух кружках народников в институте. Поиски "другой дороги" в противовес нечаевщине привели демократическую молодёжь Земледельческого института (как и других учебных заведений) к расширению научно-просветительской деятельности. В институте были организованы студенческие лекции. На них выступали наиболее подготовленные студенты. На темы о парламенте, земле, Чернышевском ("Что делать"), революции...

В конце ноября 1870г. в институте вспыхнули студенческие волнения, вызванные введением новых правил, ограничивающих права студентов. Начались бурные сходки. Решено было формально согласиться с новыми правилами, но на деле их не выполнять. Тем не менее правительство прибегло к решительным мерам. 30 студентов были арестованы и посажены в Петропавловскую крепость.

Из доклада III отделения (политическая полиция): "Со времени поступления Энгельгардта на должность профессора Земледельческого института, тамошние студенты отзываются о нём, а равно и о другом профессоре, Лагинове, что эти два лица такие радикалы, каких Россия ещё не имела, и что они с самой незначительной партией в состоянии взволновать всю Россию".

В результате правительством был осуществлён ряд реакционных карательных мер:

1) Энгельгардта уволили из института без права выезда за границу и жительства в столичных и университетских городах;

2) профессору Лагинову было запрещено преподавание;

3) 14 студентов исключены из института и высланы на родину;

4) студента, организатора кружка, П. Червинского отправили в Архангельскую губернию под строгий надзор полиции.

В Морское училище в Петербурге принимались дети потомственных дворян. Здесь воспитанники образовали в 1871-1872гг. "революционное тайное общество". Студент Лутохин на сходке студентов Морского училища выступил с предложением организовать общество "Народное благо".

Лутохин предложил и структуру задуманного общества. Оно должно было состоять из серии кружков. Каждый кружок выбирает депутата, который и представляет кружок на депутатских собраниях.

В начале декабря 1871г. состоялось на квартире студента первое депутатское собрание. На нём были представители от учащихся Технологического института, Медико-хирургической академии, воспитанников Инженерного и Морского училищ. На собрании был поднят вопрос: каким путём можно добиться народного блага, "бурным или мирным"? Решение было единодушным: "все высказались за мирный путь". Затем студент В. Михаев высказался за расширение самообразования, заявив, что "практической деятельности должна предшествовать теоретическая подготовка". Эта идея всем понравилась...

Когда просветительская работа в обществе стала вытеснять первоначально задуманные мероприятия по организации производительных ассоциаций, среди участников возникли разногласия. Однако большинство участников собраний высказались всё же за продолжение общеобразовательного направления.

Общество "Народное благо" просуществовало до начала февраля 1872г., когда в результате доноса оно было раскрыто и 25 воспитанников арестовано. Но дело замяли.

Студент Медико-хирургической академии Д.А. Крюкович: "В Медико-хирургической академии я был неприятно поражён образом мыслей и взглядов студентов в эпоху нечаевского дела. Это заставило меня вдуматься в шаткость убеждений и самый ход образования юношей. Я задался идеей спасти неправильно действующие умы молодёжи и с этой целью начал группировать около себя кружок".

Участник харьковских кружков О.В. Аптекман: "Курсы эти были культурно-просветительными в полном смысле этого слова и как таковые непосредственно подготовляли почву для восприятия и лучшего понимания сложных вопросов общественности, выработали сознательные элементы для будущей широкой общественной деятельности - освободительной и революционной.

Долгушинцы и их революционные связи

Осенью 1869г. в Петербурге организовался "кружок сибиряков", в состав которого входило 12-13 человек. Основателем кружка был Александр Васильевич Долгушин. Ещё будучи гимназистом, он выступил против формализма и схоластики, царивших в учебном заведении. Он организовал кружок, в котором был выработан устав, предусматривающий отделение Сибири от России.

Вскоре участники кружка сблизились с "Народной расправой" С. Нечаева. Но обсуждение нечаевских прокламаций вызвало разногласия среди кружковцев. Большинство выступало за мирный путь борьбы. Другие (Долгушин, Топорков, Кошкин) верили в возможность организации народного восстания. После разгрома нечаевской организации долгушинцы были также арестованы, но потом освобождены и оправданы в силу отсутствия доказательной базы и суда.

Осенью 1872г. Долгушин и его товарищи, освобождённые из тюрьмы, вновь стали объединяться, причём состав их кружка расширился.

Деятельность кружка долгушенцев в Петербурге развивалось главным образом в двух направлениях: теоретическое изучение социальных вопросов и пропаганда среди рабочих.

Вопрос о методах пропаганды обсуждался на одной из сходок на квартире Долгушина. Было решено приступить к изданию прокламаций для народа. Организовали типографию.

Было решено материал брать у автора "Положения рабочего класса в России" Флеровского. Для встречи с Флеровским в Финляндию, где он тогда находился, выехали все руководящие члены кружка: Долгушин, Папин, Н. Плотников, Дмоховский. Знаменитый писатель тепло принял долгушенцев, высказал свои воззрения о путях деятельности в народе и дал согласие написать нелегальную брошюру, рассчитанную на крестьян.

Весна 1873г. внесла изменения в деятельность долгушинцев. Часть кружка решила перебраться в Москву и начать пропагандистскую деятельность в народе. Другие (братья Лев и Пётр Топорковы, Александр Ливанов, Людмила Массини и другие) остались в Петербурге, где продолжали нелегально собираться с участниками других демократических кружков города.

В Москве кружок Долгушина переживал новый период.

А.А. Кункль: число участников в нём уменьшилось, умеренные элементы отсеивались, оставались лишь те, кто готов был начать активную революционную пропаганду в народе. Вокруг этого сплочённого ядра начали собираться революционеры, примыкавшие к другим демократическим группам московской молодёжи, жаждущие непосредственной работе в народе.

С.Ф. Ковалик: долгушинцы на два года опередили массовое "хождение в народ" и были как бы пионерами нового рода революционной деятельности"...

Две революционные организации - чайковцы и долгушинцы - действовали примерно одновременно, но имели разные оттенки идейного характера.

Деятельность долгушинцев прервалось в самом разгаре. В сентябре 1873г. кружок Долгушина был разгромлен.

Революционные кружки кануна массового "хождения в народ"

Ко времени разгрома кружка долгушинцев в стране функционировала сравнительно широкая сеть революционно-демократических кружков, деятельность которых была подчинена одной цели - подготовить сближение передовой интеллигенции с народом, сформировать кадры для предстоящих действий в среде угнетённых классов.

Кружок "лавристов" объединял примерно 30 студентов Медико-Хирургической академии, Технического университета и университета. Возник в 1872г. Отличался аморфностью. "Он не имел никакой конституции, никакого устава, в нём не было установлено никаких хотя бы общих правил для деятельности членов и для взаимных их отношений друг к другу, не велось никаких протоколов или записей, никаких счетов, списков и т.п." - вспоминал Н.Г. Кулябко-Корецкий. Не имел кружок и своей программы.

Активно протекала подготовка к "хождению в народ" в Киеве. До 1873г. социально-политические вопросы не были в центре внимания киевской молодёжи. Она интересовалась прежде всего самообразовательной деятельностью, организацией кооперативных мастерских, мечтала о создании земледельческих поселений в Америке.

Но с 1873г. положение изменилось. Началась активная революционная работа. Это относится прежде всего к двум народническим организациям: киевскому отделению кружка "чайковцев" и "Киевской коммуне".

Киевская группа "чайковцев" возникла из кружка самообразования, основанного в 1872г. Затем, в 1873г. они наладили связь с Петербургом и договорились о совместных действиях. Осенью киевляне составили сплочённый (10-12 человек) кружок.

В это время начала вызревать идея объединения народнических кружков в одну организацию. Было предложено устроить "конференцию по вопросу о создании общероссийской революционной организации". Однако ограничились простым обменом мнений о путях развития.

Позже было решено, что кружки Петербурга, Киева, Москвы и Одессы образуют "как бы единую федеративную общероссийскую организацию", что было условно.

"Киевская коммуна" возникла в сентябре 1873г., когда на общей квартире поселились Е.К. Брешковская, О. Иванова, другие студенты. В организационном отношении "Коммуна" сильно отличалась от группы киевских "чайковцев", более просто.

"Коммуна" являлась организацией участников "хождения в народ", местом встреч революционеров, штаб-квартирой, практика. Её состав участников непрерывно обновлялся. Просуществовала "Киевская коммуна" до осени 1874г., когда она распалась -> разгром движения народников.