Найти тему
Ruslan Arkady Ivanov

Категория "богатство"

Источник: Православная энциклопедия. Том V., 2002г. <А.И. Макаров, А.В. Ситников> (стр.436).

Богатство

Бог ставит в особую заслугу царю Соломону его предпочтение обладанием богатства добродетелей ("сердцем разумным", "чтобы судить народ [Божий] и различать, что добро и что зло"), нежели материальным богатством (3Цар.3.5-14). Богатство, "в котором нет греха" (Сир.13.20), т.е. полученное честным путём, и само по себе представляется некоторым благом, обеспечивает независимость человека, избавляет от рабства заимодавцу (Притч.22.7), прибавляет друзей (Притч.14.20;19.4; Сир.13.25-26). При этом подчёркивается, что дар богатства всегда является божиим благословением труда человека, "дел рук" его.

Приобретённое трудом богатство предполагает наличие у его обладателя добродетелей: прилежности (Притч.10.4), трудолюбия (Притч.11.16;20.13), умения (Притч.24.4), воздержания (Притч.21.17), воинской доблести, как у царя Давида, мудрости и справедливого государственного правления, как у царя Соломона. "Если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это - дар Божий" (Еккл.5.18).

Материальное богатство добродетелью, наилучшим благом или целью жизни человека не является: Бог "не предпочитает богатого бедному... все они - дело рук Его" (Иов34.19; ср.: Притчи 22.2). Земное богатство преходяще: "гибнет... от несчастных случаев" ("Еккл.5.13; ср.: Пс.38.7, Пртч.23.5); ограниченно: нельзя, напр., приобрести с помощью богатства избавление от смерти (Пс.48.7-10), любовь (Песн.8.7), оно бесполезно для человека после смерти ("...где оставите богатство ваше?" Ис.10.3).

Более того, богатство, даже нажитое честным трудом, таит в себе большую опасность: злоупотребление им ведёт к несправедливости, нравственным падениям, в конечном счёте отвращает человека от Бога, ввергает в идолопоклонство (3Цар.11.1-8;21.1-26; Пс.51.9).

Богатство, приобретённое неправедно, "лживым языком" (Притч.21.6), не является Божиим даром, поэтому не идёт на пользу человеку. Ветхозаветный идеал отношения к богатству выражен в прошении праведника к Богу в Книге Притчей Соломоновых: "нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрёкся Тебя... и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе" (Притч.30.8-9).

Существенно важным положением христианского отношения к богатству является единство 2 принципов существования человека: обладания и становления. Заповеданное человеку Богом владычество над богатством творения (Быт.1.26,28) одновременно представляет собой и процесс овладения миром, и процесс становления человека. При этом овладение миром заключает в себе не абсолютный, а лишь инструментальный смысл, который в плане Божественной экономии имеет значение орудия для раскрытия способностей человека в различных областях деятельности.

Человек является лишь распорядителем дарованного ему богатства. Принцип становления человека, его интеллектуального, творческого и религиозно-нравственного формирования, конечной целью которого является заповеданное Богом достижение святости (Рим.6.22; Евр.12.14; ср.: Лев.19.2) и богоподобное совершенство (Мф.5.48), является главным и доминирующим над принципом обладания богатством мира.

В божественном замысле о человеке принцип "быть" оказывается неизмеримо выше принципа "иметь", поэтому божественное "будьте" звучит в Священном Писании более категоричным императивом, чем "владейте".

Свт. Иоанн Златоуст подчёркивает, что если "кто лишился благоволения Божия, тот хотя бы владел всем богатством вселенной, беднее всех; равно как беднейший из всех, но имеющий это благоволение, богаче всех". Поэтому материальное богатство само по себе не может быть целью жизни христианина, но - всегда только средством достижения высшей религиозной цели. Превозношение богатства, т.е. средства достижения цели, ведёт к отрицанию самой цели, т.к. невозможно, по словам Спасителя, "служить двум господам... служить Богу и маммоне (богатству) (Мф.6.24).

Евангельское учение о любви к ближним и пример жизни на земле добровольно умалившего Себя Сына Божия, Господа Иисуса Христа, являются этическим основанием христианского отношения к богатству. "Не пристращайся к богатству душою своею, - говорит свт. Василий Великий - но извлекай из него пользу, не люби его чрез меру, и как одному из благ не дивись ему, но употребляй его в служение как орудие".

Материальное богатство может являться благом или злом, смотря по тому, как человек им пользуется. По мысли прп. Иоанна Кассиана Римлянина, богатство - не добро и не зло, но нечто среднее между ними, "что по воле и расположению человека может быть обращено в ту и другую сторону": служить ко благу, когда богатство полагается основанием достижения истинной жизни, или ко злу, коль "скоро собирается только для сбережения или для роскоши, а не употребляется в пользу нуждающихся".

Христианство утверждает принципы честного отношения к труду, справедливого распределения его плодов, милосердия и благотворительности, в основе которых лежит любовь к ближнему. Имущество и деньги необходимы для жизни в обществе, для попечения человека о будущем его детей, исполнения обязанностей по отношению к ближним ("чтобы было из чего уделять нуждающемуся" - Еф.4.28), для творчества. "Злато, сребро и медь Божие добро есть, и нам в нуждах наших служит" (Тихон Задонский т.4.с.311).

В то же время строящий жизнь на идее материального благополучия не достигает Царства Небесного (Мк.10.24). В беседе с богатым юношей Христос говорит: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною" (Мф.19.21);

"трудно богатому войти в Царство Небесное... удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие" (Мф.19.23-24; ср.: Мк.10.23-25; Лк.8.14; 18.24-25).

При этом Господь поясняет, что благ один только Бог (Мф.19.17) соделавший Себя истинным богатством человека.

Согласно Клименту Александрийскому, не обладание богатством лишает человека Царства Небесного, а грех любостяжания и сребролюбия, привязанность к земному, к чувственным удовольствиям: Господь говорит не о том, что богатый юноша "наличное своё имущество... должен был разбросать и со своими богатствами расстаться; нет, он должен был только [ложные] мнения относительно богатства из своей души выкинуть, алчность и жажду их, беспокоиться о них перестать, устранить со своего пути эти терния жизни, заглушающие собой семена Слова". Господь, считает Климент, говорит не об изменении внешних обстоятельств жизни, в частности не об утрате имущества, но заповедует необходимость искоренения в душе привязанности к последнему, страсти любостяжания.

"...Берегитесь любостяжания, - предупреждает Спаситель, - ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения" (Лк.12.15). Апостол Павел указывает на особую опасность сделаться рабом вещественного богатства вместо служения Богу, говорит о связи пристрастия к богатству с другими человеческими пороками: "...желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего" (1Тим.6.9-11).

Пристрастие к богатству может стать причиной развития в человеке многих, даже противоположных, пороков: с одной стороны, скупости, жадности, с другой - расточительности и мотовства. "Дурное богатство, - говорит свт. Григорий Палама, - идёт в паре с ещё более дурным спутником: высокомерием и надеянием на богатство..." Обольщение богатством является грехом и потому, что ввергает человека в излишнюю заботу о будущем материальном обеспечении.

Любостяжание, по апостолу Павлу, есть идолослужение (Кол.3.5), т.е. удаление от Бога. Если богатство собирается с пристрастием, то, по словам свт. Филарета, делается "идолом сердца". Чистая от страстей душа может и при богатстве внимать словам Спасителя. Любостяжатель же Царства Божия не наследует (Еф.5.5).

В Евангелии утверждается условный, переходящий характер земного богатства в противоположность истинным ценностям. Спаситель проповедует воздержание и умеренность, тщетность накопительства, необходимость ограничиться человеку пользованием тем имуществом, что есть: "не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе... ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6.19-21). Надменному богачу Господь говорит: "Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?" (Лк.12.20).

"Непрочность изобилия в имуществе" подчёркивают многие св. отцы. "Богатство не постоянно и, как волна, гонимая силою ветров, обыкновенно течёт туда и сюда". Тема тленности земного богатства присутствует также в покаянных молитвословиях.

Обольщение богатством проявляется не только у богатых, но также и у бедных, когда они завидуют лучшему материальному состоянию:

"Если не внемлет ... безрассудно страждет и бедный и богатый". Бедность, крайняя нужда "без отношения к [вечной] жизни" "вовсе не представляют собою чего-либо великого и достойного подражания". Человеку, "в котором осталось множество страстей", "не принесёт... совершенно никакой пользы и бедность".

Согласно свт. Иоанну Златоусту, в бедности человек "становится негорделивее, целомудреннее, честнее, смиреннее, благоразумнее, а в богатстве встречает множество к тому препятствий. ...В бедности гораздо легче быть добродетельным, нежели в богатстве".

Дар богатства предполагает большую ответственность за него перед Богом, что показывают евангельские притчи о винограднике, данном в пользование (Мк.12.1-9), о талантах (Мф.25.14-30), о неверном управителе имения (Лк.16.1-9), о богаче и Лазаре (Лк.16.19-31).

В притче о неверном управителе Спаситель называет земное богатство, собранное любостяжанием, "богатством неправедным", ибо оно являет собой неверность Богу и обиду ближнего. Но и оно может обратиться "в доброе стяжание чрез благотворение бедным" и приобретение "в них духовных друзей и молитвенников" за благотворителя. И богатый может спастись, ибо "невозможное человекам возможно Богу" (Лк.18.27). Для того только и полезно земное богатство человеку, чтобы посредством правильного распоряжения им приобрести небесное благо. Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Бога и законом любви, ибо радость и полнота жизни не в приобретении и обладании, но в дарении и жертве: "Блаженнее давать, нежели принимать". Богатство одного человека может стать источником материального удовлетворения и духовной радости множества людей. Апостол Павел увещивает богатых быть благодетельными, щедрыми, общительными, собирающими "себе сокровище доброе, основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни (1Тим.6.17-19).