Найти в Дзене
ПРИВЕТ ИЗ ПРОШЛЫХ ЛЕТ

КАТАПУЛЬТА "СТАРТ"

из страниц журнала "Моделист Конструктор» № 12 1966 год КАТАПУЛЬТА «СТАРТ» Катапульта «Старт» — один из самых популярных экспонатов научно-мемориального музея Н. Е. Жуковского, отметившего в этом году самое своё тридцатилетие. Многие интересуются её устройством, просят дать чертежи и описание, ведь прибор может быть одинаково полезен в школьном кабинете физики, в авиамодельной лаборатории и на авиационной выставке. Катапульта представляет собой плоский ящик размером 1200 Х 200 Х 40 мм, собранный из сосновых брусочков сечением 30 Х 20 мм (боковые и торцевые стенки, на рисунке они обозначены цифрами 2, 12, 14) и трёх панелей из фанеры толщиной 4- 5 мм (на рисунке 1, 18 и 19), образующих дно и крышку ящика. Донная панель крепится к продольным и поперечным стенкам на клею и шурупах, в верхней крышке — только на шурупах. Внутри ящика вдоль направляющих брусков 5 сечение 30 Х 15 мм двигается каретка 6 с держателя 8, крючком 9, на которых устанавливается перезапуском одна из моделей. Кар

из страниц журнала "Моделист Конструктор» № 12 1966 год

КАТАПУЛЬТА «СТАРТ»

Катапульта «Старт» — один из самых популярных экспонатов научно-мемориального музея Н. Е. Жуковского, отметившего в этом году самое своё тридцатилетие. Многие интересуются её устройством, просят дать чертежи и описание, ведь прибор может быть одинаково полезен в школьном кабинете физики, в авиамодельной лаборатории и на авиационной выставке.

Катапульта представляет собой плоский ящик размером 1200 Х 200 Х 40 мм, собранный из сосновых брусочков сечением 30 Х 20 мм (боковые и торцевые стенки, на рисунке они обозначены цифрами 2, 12, 14) и трёх панелей из фанеры толщиной 4- 5 мм (на рисунке 1, 18 и 19), образующих дно и крышку ящика. Донная панель крепится к продольным и поперечным стенкам на клею и шурупах, в верхней крышке — только на шурупах.

-2

Внутри ящика вдоль направляющих брусков 5 сечение 30 Х 15 мм двигается каретка 6 с держателя 8, крючком 9, на которых устанавливается перезапуском одна из моделей. Каретка имеют ушко 7, к которому прикрепляется резиновый жгут 4. Другой конец жгута надевается на болт 3, регулирующий натяжение резины и соответственно дальность полёта модели. Жгут состоит из 16 нитей 1 х 4 мм (можно применить шнур от экспандера).

Стартовое положение каретки с моделью обеспечивается крючком 9, входящим в зацепление с зубом А пусковой пластины 10. В средней части крышки 18 пропиливается щель длиной 700 мм и шириной 4 мм — в неё входит выступающая часть каретки, а в крышке 19 сверлится отверстие Ø18 мм для стартовой кнопки 11.

Положении болта 3 в щелях 15 боковых продольных стенок фиксируется гайкой 17. Направляющие бруски 5 крепятся к донной панели клеем и шурупами на расстоянии 35 мм друг от друга (строго параллельно продольной оси ящика!). Общая ширина каретки составляет 34 мм, таким образом, остаётся зазор 1 мм, обеспечивающий её лёгкое скольжение вдоль направляющих. Чтобы каретка передвигалась совершенно свободно, внутренняя часть канала, по которому она двигается должна быть тщательно «отшкурена» и покрыта эмалитом или цепонлаком. Перед работой канал и каретку желательно протереть тальком.

Пусковая пластина, изготавливается из калёного дюраля толщиной 1,5 мм, надёжно прикрепляется к донной панели двумя шурупами М3, зуб (сталь 20) — двумя заклёпками Ø2 мм.

Если крючок 9 соскакивает с зуба А самопроизвольно или, наоборот, с большим усилием, подпилите крючок надфилем.

Запуск выполняется так: оттянув каретку назад (до щелчка, свидетельствующего о том, что крючок зацепился за зуб), устанавливают модель; стабилизатор её должен лежать на держателе 8, а крючок — попасть в проём крючка каретки В. После этого остаётся лишь выбрать направление для полёта и нажать стартовую кнопку. Если старты назначены в небольшом помещении, рекомендуем ограничить полёт моделей, натянув на их пути нитяную сетку или занавеску из марли.

-3

С помощью катапульты можно демонстрировать планирующий полёт (модель планера рис. 2), с выполнением «горки» (истребитель, показанный на рис. 3) и петли Нестерова (истребитель на рис. 4).

Радиус петли Нестерова задаётся натяжением резины на катапульте и положением руля высоты.

Все три модели изготавливаются в основном из бальзы. Если базльы нет, подберите самые лёгкие липовые дощечки, уменьшив сечение деталей на 20- 30%.

Модель планера имеет плоский фюзеляж, передняя часть которого усилена двумя боковыми накладками из плотной бальзы. В носок фюзеляжа вклеивается крючок из целлулоида и маленький кусочек свинца. Крыло в поперечном сечении слегка профилировано, нижняя его поверхность плоская. Стабилизатор также плоский — из бальзовой пластинки толщиной 1 мм.

Прежде чем запускать планер с катапульты, надо отрегулировать его, запуская с рук. Если модель задирает нос и падает на крыло, следует увеличить вес свинцового грузика, если, наоборот, она сразу после запуска опускает нос и круто пикирует, груз надо уменьшить. Нежелательные развороты вправо или влево устраняют, подгибая киль.

Фюзеляжи истребителей выполнены в виде пустотелой трубки, которую можно выдолбить из подходящего бальзового кусочка или склеить из очень тонкой (0,8-1,5 мм) бальзовой пластинки. Наружняя поверхность трубки обрабатывается скальпелем и наждачной бумагой в соответствии с чертежом. Крыло, изготовленное из бальзовой пластинки, вставляется в в прорези фюзеляжа на клею АК- 20 или БФ- 2. Также монтируются киль и стабилизатор. Пусковой крючок из миллиметрового целлулоида вклеивается в щель, прорезанную в носовой части фюзеляжа. Положение центра тяжести регулируется небольшими свинцовыми пластинами, укреплёнными внутри носовой части фюзеляжа пробочкой из пенопласта.

Тремя траекториями отнюдь не исчерпываются возможности катапульты. Можно сделать модели, выполняющие различные развороты, «бочки» и даже иммельманы (в последнем случае на модель нужно установить простейший программный механизм срабатывающий в верхней точке петли Нестерова) — это дело лишь вашей изобретательности и фантазии.

С катапультой «Старт» можно проводить очень интересные соревнования.

Весь материал находится в свободном доступе в интернете.

Если вам интересен контент этого канала, пожалуйста, подпишитесь, чтобы продолжить читать.. Не пропустите новых интересный статей! Быть может на этом канале Вы найдёте для себя идеи для хобби или полноценного бизнеса. Ставьте "лайки" и пишите комментарии - это обратная связь и я буду знать, что интересно аудитории.