Найти в Дзене
ПРИВЕТ ИЗ ПРОШЛЫХ ЛЕТ

ТРУЖЕНИК ДОРОГ (ЗИЛ-130)

из страниц журнала "Моделист Конструктор» № 12 1966 год Пятьдесят лет назад на окраине Москвы, в Тюфелевой роще, возникли первые в России автомобильные мастерские акционерного московского общества (АМО). Так было положено начало отечественному автомобилестроению. В суровые годы гражданской войны В. И. Ленин уделял большое внимание мастерским АМО, видел в них фундамент будущей автомобилестроетельной промышленности СССР. Наш народ воплотил в жизнь предначертания Ильича. На месте Трюфелевой рощи был создан автозавод. И через несколько лет из его ворот вышел пкрвый советский грузовой автомобиль АМО-Ф-15. 7 ноября 1924 года десять этих машин приняли участие в с праздничной демонстрации на Красной площади. В настоящее время в цехах действует 126 автоматических линий, а длина конвейера завода превышает 50 км. За 50 лет из ворот завода на дороги многих стран мира вышли сотни тысяч грузовых автомобилей, 36тяс. автобусов, много легковых и специальных автомобилей. В годы Великой Отечественной во

из страниц журнала "Моделист Конструктор» № 12 1966 год

Пятьдесят лет назад на окраине Москвы, в Тюфелевой роще, возникли первые в России автомобильные мастерские акционерного московского общества (АМО). Так было положено начало отечественному автомобилестроению. В суровые годы гражданской войны В. И. Ленин уделял большое внимание мастерским АМО, видел в них фундамент будущей автомобилестроетельной промышленности СССР.

-2

Наш народ воплотил в жизнь предначертания Ильича. На месте Трюфелевой рощи был создан автозавод. И через несколько лет из его ворот вышел пкрвый советский грузовой автомобиль АМО-Ф-15. 7 ноября 1924 года десять этих машин приняли участие в с праздничной демонстрации на Красной площади.

В настоящее время в цехах действует 126 автоматических линий, а длина конвейера завода превышает 50 км. За 50 лет из ворот завода на дороги многих стран мира вышли сотни тысяч грузовых автомобилей, 36тяс. автобусов, много легковых и специальных автомобилей. В годы Великой Отечественной войны предприятие стало арсенала боевой техники.

Директивами XXIII съезда КПСС определено дать стране 650тыс. грузовых автомобилей. Многие из них будут носить марку «ЗИЛ». Мы хотим рассказать о машине, в которой нашёл своё воплощение многолетний труд большого заводского коллектива, — о ЗИЛ - 130. С декабря 1964 года завод выпускает её серийно. Это не просто автомобиль — это базовая машина для целого ряда модификаций: самосвала (промышленного и сельскохозяйственного), седельного тягача, длиннобазового автомобиля и автомобиля-тягача, специально приспособленного для буксировки тяжёлых прицепов.

Все меньше становится на дорогах и улицах тёмно-зеленых автомобилей старой конструкции ЗИЛ - 164, всё больше и чаще проносится светло-голубые красавцы ЗИЛ - 130. Автомобилисты уже оценили достоинства новой машины. Она заслуживает того, чтобы быть воспроизведенной в модели.

-3
-4

Компоновка нового автомобиля, так же как и его предшественников ЗИЛ - 164, принята по схеме: кабина за двигателем (рис.1) . При этом автомобиль без груза имеет наилучшее распределение веса по осям. Несмотря на более укороченную базу (на 200 мм), длину платформы кузова удалось увеличить на 210 мм, а полезная ёмкость кузова составляет 6 м3 .

Грузоподъёмность ЗИЛ - 130 на дорогах с усовершенствованным покрытием — 5 т, а весит он столько же, сколько ЗИЛ -164 (4270 кг), перевозящий 4 т.

Внешний автомобиль выгодно отличается от своего предшественника. Более комфортабельной стала кабина водителя. Много внимания уделили конструкторы и рациональному расположению приборов (рис. 2). Применение гидроусилителя руля помогло значительно снизить усилия, затрачиваемые водителем. Если передвижение с высокими скоростями шина одного из передних колёс разорвётся, гидроусилитель поможет удержать ЗИЛ - 130 на дороге.

-5
-6
-7
-8

Хорошая устойчивость и плавность хода, близкая к плавности хода легковых автомобилей, лёгкое и удобное управление — всё это обеспечивает высокие скорости движения в различных дорожных условиях.

Новый ЗИЛ хорошо чувствует себя и на скверных дорогах: за счёт большого запаса мощности, хорошие подвески и малого усилия на руле.

На ЗИЛ -130 впервые установлен V- образный карбюраторные четырёхтактный верхнеклапанный восьмицилиндровый двигатель с рабочим объемом 6 л и мощностью (при 3200 об/мин) 150 л.с. Это позволяет автомобилю передвигаться при полной нагрузке со скоростью до 85 км/час . В приёмистости он не уступает даже легковым автомобилям. Расход топлива — бензина А- 76 — на 100 км относительно невелик — 27 л.

Такие же особенности имеет конструкция нового автомобиля? Двигатель установлен в передней части рамы на трёх резиновых подушках. Блок цилиндров чугунный, с вставными гильзами, плоскость разъёма картера опущена на 66 мм ниже оси коленчатого вала. Это обеспечило высокую прочность и износостойкость блока цилиндров. Коленчатый вал стальной, кованый. Он имеет пять коренных и четыре шатунных шейки, подвергнутые поверхностной закалке. В шатунных шейках расположены специальные грязеуловители, в которых масло очищается дополнительно. Весь вал в сборе с маховиком и сцеплением динамически сбалансирован.

Интересной особенностью двигателя является то, что с каждой шейкой коленчатого вала соединено по два шатуна, один для левого, другой для правого ряда цилиндров. Крестообразное расположение шеек на валу при развале цилиндров 90 ° обеспечивает наиболее равномерную работу двигателя, а также его полное уравновешивание только с помощью противовесов коленчатого вала.

Усилия от чугунного шестнадцатикулачкового распределительного вала передаётся к клапанам через цилиндрические пустотелые толкатели, стальные штанги и коромысла. Клапаны изготовленный из жаростойкой стали. Интересна конструкция выпускного клапана. В его стержне высверлено отверстие, заполненное натрием который испаряясь и вновь конденсируясь в закрытом пространстве, обеспечивают хороший отвод тепла от тарелки клапана к головке блока.

«Электростанция» автомобиля состоит из генератора Г- 130, имеющего мощность 350 вт при номинальном напряжении 12 в. Аккумуляторные батареи 6 СТ- 78 размещаются в специальном гнезде в левой части под кабиной. Катушка зажигания имеет увеличенное число витков во вторичной обмотке, а значит, и большее напряжение.

Сцепление сухое, однодисковое. Для устранения ударов в трансмиссии применён гаситель крутильных колебаний — демпфер.

На автомобиле установлена пятиступенчатая коробка передач. Синхронизаторы облегчают работу водителя и увеличивают срок службы шестерён. На боковых стенках картера предусмотрены люки для установки коробок отбора мощности.

Карданная передача состоит из двух трубчатых карданных валов и промежуточной опоры.

Ножной тормоз имеет пневматический привод на все колёса. Ручной тормоз с механическим приводом, колодочный, барабанного типа, с внутренними колодками. Он установлен на вторичном валу коробки перемены передач.

Интересной особенностью новой машины является и то, что привод ручного тормоза соединен с тормозным краном. Достаточно привести в действие рычаг ручного тормоза, как одновременно прекратится подача воздуха в тормозную систему прицепа и он будет затормаживаться. Колёса автомобиля дисковые, с шинами, имеющими размер 260 х 20 (9,00— 20).

Весь материал находится в свободном доступе в интернете.

Если вам интересен контент этого канала, пожалуйста, подпишитесь, чтобы продолжить читать.. Не пропустите новых интересный статей! Быть может на этом канале Вы найдёте для себя идеи для хобби или полноценного бизнеса. Ставьте "лайки" и пишите комментарии - это обратная связь и я буду знать, что интересно аудитории.