Как-то раз в журнале «Cosmopolitan» я прочитала интервью с группой «Блестящие».
Там, среди прочего разного, девочки рассказывали, что перед выступлением продюсеры рекомендовали им выпивать по 50 мл коньяка, “чтоб голос звучал лучше”.
На этом месте я совершенно неприлично расхохоталась, но не над вокальными данными певиц, вовсе нет!!
Просто я накануне сдавала экзамен по ЛОР-болезням, и в моем билете был вопрос по фониатрии: голос, его гигиена, структура голосового аппарата, его расстройства, способы профилактики и коррекции.
Так что о роли алкоголя «для разогрева связок» я имела нефальсифицированное представление.
А надо сказать, что пациенты фониатора - далеко не всегда актеры и певцы. Гораздо чаще это педагоги, переводчики-синхронисты и экскурсоводы, для которых голос - рабочий инструмент.
У бедняг-педагогов, кстати, ситуация вообще сложная. Они - «универсальные артисты»: сами режиссируют и сами исполняют все роли.
У учителя и актера много общего: основа профессии - общение, цель - вызвать определенные эмоции.
Только у педагога, как правило, не бывает времени на «психологическую
настройку», чтобы «войти в роль».
Так что «единство психологического и физического» - это настоящая роскошь, а на практике весь его артистический арсенал - это интонация и тембр голоса.
Но вернемся к фониатрии. Вот вы, например, знаете, почему оперным исполнителям, которым фониатр назначил "голосовой режим", запрещено присутствовать на репетициях?
Потому что у людей с профессиональным вокальным слухом воспринимаемые звуки всегда сопровождаются мышечными ощущениями.
Иными словами, сидящий в зрительном зале певец будет мысленно исполнять ту же самую партию, что слышит со сцены, и его связки будут претерпевать абсолютно аналогичную нагрузку.
Я, кстати, хоть и не оперный певец, но испытала что-то подобное на себе: каждый раз, слушая «… и пойду искать края, где живет любовь моя», я «пою» это про себя, и каждый раз после этого у меня гудит гортань.
Речь, крик, смех, любое звуковое действие подвергает голосовой аппарат напряжению. А шепотная речь для связок гораздо более нагрузочна, чем обычная разговорная. Так что не шепчите, если осипли. Да и вообще не шепчите, это вредно.
В общем и целом, если «разговаривать» - это ваша профессия, то старайтесь во имя своих родных связок соблюдать хотя бы основные правила. Избегайте работы в экстремальных для них условиях: на морозе, в бане, в загазованном или пыльном помещении. Не курите, не злоупотребляйте очень горячим, очень холодным и очень крепким.
Ну и старайтесь не эксплуатировать голос более 5-6 часов подряд в день.