В моей ещё студенческой педагогической практике был случай, когда я занималась фортепиано с ребёнком, имеющим довольно выраженную проблему заикания. Девочка очень хотела заниматься музыкой и имела для этого соответствующие возможности, но при этом её развитие в направлении пианизма очень тормозилось проблемой речи.
Тогда мне было очень сложно понять эту взаимосвязь, хотя она и казалась естественной. Но сейчас, анализируя, каких результатов удавалось добиться, я задумываюсь о том, что именно уроки фортепиано сыграли значительную роль в облегчении проблемы заикания ребёнка.
О принципах работы в общем
Основные принципы занятий заключались в достижении физического ощущения свободы в теле, в концентрации внимания на слуховом восприятии и «выравнивании» его передачи в работе рук.
В основном отрабатывались части целого в медленном темпе и точном, «ровном» ритме, затем соединялись. И после неоднократного проигрывания, освобождения от «блокировки» естественности движения, постепенно прибавлялся темп.
В целом всё то же самое, что и в работе с любым учеником. Но здесь всё происходило более детально и кропотливо, с большим терпением и меньшими шагами.
Свободная речь для свободной игры, или же свобода в игре для свободы речи?
Тема пользы занятий фортепиано непосредственно для здоровья и развития уже настолько заезженная, что говорить об этом не стану. Всё известно и без этого. Но поделиться личным опытом именно в ситуации с детской проблемой речи мне не кажется лишним.
Мама девочки максимально занималась этим вопросом, водила ребёнка к соответствующим специалистам. Одним из сильных мотивационных моментов для этого была именно музыка. Ученица с ранних лет обучения обладала природной технической беглостью (пусть и изрядно хромой), усидчивостью, настойчивостью и ярким характером, но была очень зажата вследствие частой непроизвольной неуправляемости своим аппаратом (то есть руками).
При наличии этого осложнения, пути на исполнительское поприще не представлялись открытыми, так как в этом случае добиться высоких и даже средних результатов практически невозможно. И то количество сил и времени, которое затрачивается как учеником, так и преподавателем в итоге не приводит к соответствующим этому ступенькам мастерства.
Но польза от занятий на фортепиано оказывается эффективной в работе над темпо-ритмическими нарушениями речи ребёнка.
И здесь важна именно эта польза, а не проблема невозможности стать пианистом в случае заикания. И именно это становится целью.
В этом случае, ценность занятий не в том, чтобы они привели к успеху непосредственно в музыкальной сфере, а в том, чтобы музыкально-педагогические, исполнительские методики, направленные на основную проблему, помогли вывести ученика на иной качественный уровень речи и физиологического, психологического ощущения себя в целом.
Учитель будущего
Я не обладаю конкретными знаниями о том, как происходит заикание, и занималась с ребёнком практически «вслепую», если посмотреть именно с этой стороны. Но как практикующий музыкант и преподаватель могу с уверенностью сказать, что через музыку, через механическую работу рук от слуха возможно воздействовать на саму речь, точнее процесс её воспроизведения.
Нужно иначе смотреть на проблему и подойти к ней иным путём. Если заикание отражается на качестве воспроизведения музыки, почему бы через саму музыку не влиять на качество воспроизведения речи? Ведь корень проблемы одного и второго заключается в чём-то одном, общем. Находится это в голове.
Скорее всего, в наше время существуют определённые музыкальные методики для решения детских речевых проблем и не только, наверняка в этом активно задействуются занятия ритмикой. По всей видимости, это направление музыкальной педагогики будущего, и однажды простой «учитель музыки» дорастёт до звания «музыкального нейропедагога» или даже музыкального «нейропсихопедагога»…
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!
Анастасия Шляховая
Подробнее о моих уроках:
Также другие образовательные материалы канала в разделах: