Найти тему

Байки из Ленинакана (ныне г. Гюмри). Февраль-март 1989 года.

Байка первая. Про абхазский язык.

Было это в начале февраля 1989 года. Меня отправили на месяц в командировку в Ленинакан (ныне город Гюмри в Армении), пострадавший от страшного землетрясения в декабре 1988. Отправился я туда сопровождающим груз техники. Ехали на ГАЗ-66, водитель Михаил и я.
Когда-то давно я слышал, что в Абхазии к заимствованным из других языков словам добавляется впереди буква "А". И что-то мне не больно в это верилось. И вот, на четвёртый день поездки, уже в Абхазии, мы остановились покушать. И правда - вывеска на заведении гласила: "Астоловая"!
И в этой самой "Астоловой" случился удививший меня эпизод. Зная о кавказских "законах гостеприимства" - помнил, что сдачи у продавцов тут не бывает. Спросил, чем угощают. Из супов выбрал харчо. С тех пор крайне редко пробовал такой вкусный! А вот шашлыков не было, да и других блюд кавказской кухни тоже. А был гуляш с макаронами. И компот. Из сухофруктов.
После обеда назвали сумму, что-то чуть больше двух рублей. Михаил отдал трояк и мы пошли на выход. Молодой парень, что получал деньги, закричал: "Сдачу возми!" Михаил ответил: "Оставь себе, сдачи не надо!" Но парень побежал за нами с видом "сейчас зарежу!" и крича: "Сдачу возми!". Пришлось Михаилу взять эти семьдесят две копейки.
И только потом я узнал, что местные "партия и правительство " отреагировали на многочисленные жалобы ехавших в Армению со всех концов СССР водителей и сопровождающих, о том, что сдачу не дают в придорожных столовых и магазинах. И было строжайшее указание - сдачу давать до копейки. И, судя по тому, как это указание выполнялось, кары ослушавшимся грозили немалые.
И ещё. Увидав эту "Астоловую", подумал, как же трудно будет разобраться с терминами "синхронный" и "асинхронный", заимствованными в абхазский...

Байка вторая. Про исчезновение бытовок.

Рассказано в 1989 году в поезде Ереван - Москва поваром из Великих Лук.Мы оба возвращались после окончания командировки из пострадавшего от землетрясения Ленинакана. Повар работал при ж/д станции.
"Пригнали состав - платформы с закрепленными на них бытовками. Надо разгружать, а место под разгрузку забито другими вагонами и площадка тоже забита. Официальные лица с двух сторон долго скандалили, но к консенсусу не пришли. Аргументом было: "кто ж их сопрет, коли стоят на неудобных путях, без места для разгрузки. Ни кран не подогнать, ни машину..."
Решили оставить до следующего дня - как раз освободится площадка для разгрузки. В итоге - утром на путях стояли пустые платформы..."

"Хотите - верьте, а хотите - нет!"


Байка третья. "Стройплощадка".

Не помню уже, кто рассказал мне эту байку. Но рассказана она была в Ленинакане, очевидцем. В городе шла ликвидация завалов, уже прибыли и разместились строительные отряды. Вскоре должен был приехать Н. И. Рыжков (предсовмина СССР) и заложить первый кирпич восстанавливаемого города.
"Рыжков со свитой вот-вот должен прибыть, а ничего не готово. Местные архитекторы не находят общего языка с союзными - поэтому стройка не может начаться. Но как объяснишь это высокому начальству, когда уже отрапортовано, что всё готово к началу масштабного строительства? Что-то надо делать...
И придумали. На будущем Бульварном кольце засыпали песком площадку, привезли бетонные блоки и соорудили из них "фундамент". Нагнали технику. Рыжков приехал, уложил "первый кирпич" и уехал на банкет, посвящённый этому событию.
Через два часа на площадке не осталось ни кирпича, ни блоков, ни даже песка..."


Байка четвёртая. Сберкнижки.

Рассказал спасатель-доброволец из Гатчины.
"Мы работали в Ленинакане уже через пару дней после Спитакского землетрясения. Город был весь в руинах, а в завалах ещё могли оставаться выжившие. Поэтому мы внимательно относились к просьбам подходивших попытаться освободить тот или иной завал. В один из первых дней подошел местный и попросил нас поднять плиту, завалившую проход в его квартиру: "У меня там, там..."
Мы подняли плиту и он пролез внутрь. Спустя несколько минут вернулся, держа в руках несколько сберкнижек.
Кто что спасал..."

"Хотите - верьте, а хотите - нет!"

Байка пятая. Про водительское удостоверение.

Рассказано начальником АТП в Ленинакане в феврале 1989.
Как уже упоминал ранее - был я в Ленинакане (ныне Гюмри) в командировке от Минсевзапстроя РСФСР. Проработал месяц связистом, обеспечивая телефонную связь в строительных отрядах от нашего министерства. И каким-то образом занесла меня судьба вместе с нашим радистом в АТП. Вот рассказ тамошнего начальника:
- Видите, вон армянин в КАМАЗ садится? Он мне недавно всю плешь проел...
Приходит, спрашивает: "Начальник, хочу на работу водителем сюда. Возьми!"- Хорошо, говорю, вон газон-водовозка, бери.
- Нет! КАМАЗ давай!
- Нету у меня лишних Камазов!
Такая перепалка долго продолжалась. Поп своё, а чёрт своё. Ходил он за мной полдня и канючил. И достал-таки!
-Ладно, - говорю, - давай права.
Подаёт права. Смотрю, а у него только категория "В" открыта. Спрашиваю: "А как же ты КАМАЗ водить собрался?"
Он: " А что не так?"
Я: "У тебя разрешение только на легковые открыто."
Он: "Хорошо. Я завтра приду. Ты КАМАЗ никому не давай".
И, что ты думаешь? Приходит на следующее утро, а у него в водительском удостоверении все категории открыты. От "А" до "Е"!"

-2
Гюмри
43 тыс интересуются