Найти тему
На берегах Терека

ОЧЕРЕДНОЕ ОСТАВЛЕНИЕ БАЯЧИ БЕБУЛАТОМ ТАЙМИЕВЫМ РОССИЙСКОЙ СЛУЖБЫ И ЕГО ПОИСКИ ПУТИ ДЛЯ ВСЕОБЩЕГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ЧЕЧЕНЦЕВ

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Двойственность положения Бейбулата Таймиева, занимавшего одновременно должность при военной администрации и одного из предводителей набеговых партий не могло продолжаться вечно. Тем более, что, получив офицерский чин чеченский владетель неоднократно покидал российскую службу и возвращался к традиционному набеговому промыслу. Переговоры с высшими воинскими начальниками в Тифлисе, Владикавказе, Георгиевске и др. в разные годы ни к чему не привели, да и не могли существенно повлиять на чеченские общества, которые во многом принимали самостоятельные решения, не всегда однозначной направленности. Принято считать, что известный чеченский баячи в очередной раз переменил свой политический вектор после серьезной ссоры с полковником В.А.Грековым, встретившего его вопреки ожиданиям. Однако столь простой подход к решению вопросов, от которых зависела жизнь и благосостояние тысяч людей, не отражает всей сложности сложившейся военно-политической ситуации на Левом фланге Кавказской линии.

Дело в том, что в условиях военно-экономической блокады, проводимой генералом А.П.Ермоловым, имея офицерский армейский чин Бейбулат Таймиев продолжал совершать опустошительные набеги в том числе и на российские поселения. Причина, по которой он не был задержан при посещении российских укреплений, как предводитель абреков свидетельствует о том, что военная администрация упорно стремилась к мирному разрешению всех возникших проблем с чеченскими обществами. Поэтому обвинения одного проконсула Кавказа в разжигании кровавого конфликта представляется неправомочным, который после долгих уговоров российской стороны жить в мире перенес боевые действия на территорию противника, т.е. завершил много десятилетний этап оборонительной войны и приступил к наступательному.

А.П.Ермолов
А.П.Ермолов

Главнокомандующий генерал А.П.Ермолов нисколько не питал иллюзий в отношении одного из признанных предводителей чеченцев, называя его разбойником в докладе к императору Александру I еще в 1818 г., но продолжал надеяться на те круги чеченского общества, которые не стремились к открытой конфронтации с Россией и со всеми ближайшими соседями. Однако следует учитывать и то обстоятельство, что действия правительственных войск в Чечне объективно стали сплачивать и наиболее умеренную часть горского общества, также попавшего в сложное экономическое положение. В свою очередь перемену среди равнинных чеченцев подметили и жители горных ущелий, все чаще собиравшихся в большие партии для стремительных конных набегов. Эти настроения своевременно и уловил Бейбулат Таймиев, которому выпал редкий шанс, а именно возглавить во многом еще разобщенные чеченские тайпы, сплотив для общей цели. Насколько далеко простирались его честолюбивые замыслы судить затруднительно, но то, что при любом развитии событий ему гарантировано было высокое положение среди чеченцев, вставших на путь образования раннеклассового общества, не вызывает никаких сомнений.

-2

Первоначально это выразилось в увеличении количества набегов, с которыми кордонная стража более-менее справлялась и ничего необычного не наблюдалось в действиях чеченских баячи, стремившихся захватить, как можно больше добычи. Однако уже с 1822 г. в документах военной администрации все чаще стало фигурировать имя Бейбулата Таймиева, как главного участника событий на приграничной территории. Ему удалось убедить своих сторонников не просто изменить всю ранее отработанную систему традиционных набегов, но и решать сугубо политические задачи. Если раньше главной целью при набегах ставилось получение прибавочного продукта независимо от места ее нахождения, то теперь крупные партии горцев обрушились в основном на российские поселения, одновременно решая и стратегические задачи.

Нападения могли уже происходить не только ради захвата добычи, но и для прямого противодействия военно-политической блокаде, вызывавшей обоснованное недовольство среди горских обществ. Параллельно предводителям чеченцев пришлось заняться не только политическими, но и идеологическими задачами, т.к. далеко не всех горцев можно было привлечь в ополчение, пока их семьям и селениям не угрожала прямая опасность. Изменения происходили столь стремительно, что военное командование не успевало на них своевременно реагировать, что вдохновляло многих чеченских баячи но новые акции по всему фронтиру. Однако несмотря на то, что Бейбулату Таймиеву удалось собрать партии ополченцев в селениях Шали, Хан-Кала, Мискер-Юрт, Малая Атага и др., но еще не меньше чеченских обществ выжидали, не стремясь войти в прямое противостояние с подразделениями регулярной армии. Одно дело совершить набег за прибавочным продуктом и совсем иное без какой-либо экономической подоплеки идти под залпы российской артиллерии во имя малопонятных идей.

 З.Дадашева. Старая мельница
З.Дадашева. Старая мельница

За решение важнейшей задачи взялся кадий Абдул-Кадыр из селения Герменчук, достаточно умный и целеустремленный богослов, в прошлом много времени уделявший проповедованию мусульманского мировоззрения. Достаточно обеспеченный человек в своей среде мог бы спокойно проживать и дальше, окруженный почетом и уважением своего народа, но непримиримый противник иноверцев. Он очень быстро нашел общий язык с баячи Бейбулатом Таймиевым и прямо призвал соотечественников подняться на вооруженную борьбу с христианами, обещая всем участникам всевозможные блага в этом и ином мирах. Нужно учитывать, что несмотря на то, что ислам еще не прочно вошел в повседневную жизнь чеченских обществ, но уже с самого начала XIX в. все больше распространялся в их среде и находил все больше приверженцев, придерживавшихся его догматов. В этом чеченцам несомненную услугу оказали дагестанские ученные богословы, заинтересованные в распространении религиозного учения, а также для привлечения близкие по образу жизни общества к себе.

Черкесы в горах. П.Н.Грузинский. Литография
Черкесы в горах. П.Н.Грузинский. Литография

На Левом фланге Кавказкой линии хорошо стало известно кровавое происшествие, когда горец совершенно открыто переплыл днем Терек и не от кого не скрываясь вошел в казачью станицу. Никто не заподозрил его в дурных намерениях, но встретив первого же человека, зарезал его после чего был немедленно схвачен и подвергнут допросу. Вскоре выяснилось, что он лишил жизни одного из своих родителей и за свое тяжкое преступление со слов сельского муллы мог получить прощение только в случае убийства христианина. Следует отметить, что подобный фанатизм не был характерен для горских обществ в начале позапрошлого столетия в отличие от более позднего периода, особенно в последние годы существования имамата Шамиля.

Вместе с тем факт оставался фактом и случившееся следовало учитывать не только всем немногочисленным жителям протяженного фронтира, но и военному командованию на Кавказе. Однако, как показали дальнейшие события представители российской администрации мало уделяли внимания идейным направлениям ислама, практически проглядев события, которые произошли в среде мусульманских богословов Дагестана. Именно переформатирование мюридизма из нравственно-воспитательного направления ислама в крайне радикальную форму и послужило тем катализатором, который и привел к новому витку кровопролитного противостояния в многонациональном регионе. А пока что Бейбулат Таймиев пытался найти ту единственную и правильную идеологию, которая позволит всколыхнуть и объединить всех чеченцев для всеобщего вооруженного выступления.

Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю