Найти в Дзене
Александр С-К

Нива Урбан - две хитрые неисправности стартера

___________________________________________________
ДОПОЛНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ДЗЕНА (август 2024 года)
.
Объясняю гадящим троллям и умникам желающим меня приземлить.
Все мои записи на Дзене, я публикую не ради продвижения и саморекламы.
Это "резервные копии" моих записей на DRIVE2 (ссылка), где приветствуются разного рода доработки и эксперименты увлечённых людей.
Потому и стиль записей именно такой.
Я стараюсь отвечать ВСЕМ (даже троллям) и принципиально ни чьи даже самые идиотские и гадкие посты НЕ ЗАТИРАЮ.
Пусть Мир видит какие люди бывают и какую хрень несут.
Несогласные со мной, высказывая свою позицию, постарайтесь уложиться в один-два поста, потому как продолжительно с вами спорить у меня нет ни сил ни желания.
Упёртых и длительно навязывающих мне своё мнение, я буду банить.
При этом, я с удовольствием поддерживаю длинные продуктивные диалоги, так как они дополняют полезной информацией мою запись.
КОНЕЦ ДОПОЛНЕНИЯ
__________________________________________________
.
ИСХОДНАЯ ЗАПИСЬ С DRIVE2

Предыстория.
Было пять с лишним лет машине, и начал чудить стартер — иногда не выключался сразу после запуска двигателя.
Купил новый, поставил, а этот снял для выяснения причины и возможного восстановления в резерв.
Вскрытие показало, что всё визуально исправно, обмотки тестером звонятся.
А стартер по прежнему не хочет выключаться при отключении стартующего напряжения по тонкой клемме.
Работает до тех пор, пока не откинется силовое питание с болта.
Понятно только одно, загадочная проблема во втягивающем — к нему ещё вёрнусь.
В конце записи, будет отгадка.
.
Через год уже новый стартер начинает выделываться.
Иногда перестаёт включаться (примерно каждый 10-й раз).
При повороте ключа щелчки внутри есть, а запуска нет.
При чём, это ВСЕГДА проявлялось при перегретой машине.
Постукаешь по стартеру, запуск происходит.
Иногда помогало выключение всех мощных потребителей (свет, кондиционер) — напряжение чуть подымалось и стартер срабатывал.
Сделал вывод, что видимо от терморасширения на перегретой машине, что-то там зажимает и либо удары, либо повышение напряжения бортовой сети чуть спихивают заклинивший шток электромагнита.
.
Огорчился я тем что новый стартер так быстро начал делать проблемы и пошёл покупать новое втягивающе для восстановления старого стартера, дабы его установить обратно, а с новым разбираться.
Так и сделал — восстановил старый стартер и установил.
А снятый новый разобрал и был удивлён — проблем НЕТ!
Ну чуть чуть был в липкой мазуте шток электромагнита, но не на столько чтоб его прям клинило.
Вобщем почистил, собрал обратно, так и не поняв ничего…
.
И тут начинается опять, но уже со старым восстановленым стартером.
Та же картина — запуск иногда не происходил, пока не постукаешь по нему или не дашь машине остынуть.
Озадачился я серьёзно, так как не понимал что происходит — вроде и работает вроде и нет.
.
Долго ходил, думал, пока не пришло озарение — раз чудят два полностью исправных стартера, значит дело не в них, а в том что их питает.
Но на что думать?
Электрика вся прошла через мои руки, точно знаю что косяков нет.
А слабым звеном оказалось РЕЛЕ стартера.
.
Из-за подгоревших контактов, реле вроде бы и пропускало ток, но по настроению.
Когда машина перегрета, нагрузка на шток электромагнита увеличена и тут подгоревшие контакты дают о себе знать.
Как и говорил выше, помогало либо механическое воздействие (постукивание по стартеру) либо подъём напряжения бортовой сети, что бы "усилить" ток через подгоревшие контакты и увеличить мощность магнитного поля электромагнита.
.
Вот виновник, полюбуйтесь.
(для наглядности, лишнее отрезано и что надо выгнуто)

-2

.
Вобщем, совет всем.
Если стартер включается через раз, не торопитесь его бить, а первым делом меняйте реле блокировки стартера.
.
На этом можно и закончить, но мне же не интересно делать полупустую запись, потому расскажу что было с втягивающим, которое не отпускало стартер (смотреть первый абзац записи).
_______________________________________________________________
.
К сожалению инфа ниже будет больше для специалистов, но я оформил всё в картинках, потому разобраться можно, если захотеть.
:-)
.
И так.
Прозвонка простым тестером ничего не дала — всё звонится, обрывов нет.
Втягивающее исправно отрабатывало запуск, но вот откидываться не хотело.
Пришлось измерять параметры обмоток более навороченным прибором и сравнивать данные с заведомо исправным втягивающем.
Благо, почти новый стартер лежал рядом.
.
Измерения показали следующее.

-3

Для специалистов всё понятно, для простых смертных переведу.
.
На НЕисправном втягивающем, сопротивление толстой обмотки меньше нормы, иными словами уменьшилась длинна провода.
То же самое подтвердили измерения индуктивности — она тоже меньше, то есть уменьшено количество витков.
Вывод — в обмотке межвитковое замыкание.
.
Хотел продемонстрировать как оно выглядит на фото, тщательно разматывал катушку, но визуально так и не увидел, где оно было.
Потому фото внутренностей, просто так, для общего познания.
:-)

-4
-5
-6

Теперь что бы понять проблему, сначала объясню как оно работает.
В двух словах, у втягивающего две обмотки, которые на первом этапе работают совместно, создают мощное магнитное поле, сердечник электромагнита втягивается, далее одна обмотка отключается и удержание происходит за счёт одной оставшейся обмотки, до тех пор, пока подаётся стартующее напряжение на тонкую клемму.
Вот всё в картинках, поэтапно.
Первый этап.

-7

Второй этап.

-8

Третий этап

-9

Теперь всё то же самое, но в одной картинке.
Возможно кому-то для восприятия так будет лучше.

-10

А теперь самое интересное.
Вот показано как и почему реле продолжало удерживаться.

-11

Собственно пояснять больше чем написано на картинках нечего.
.
Теоретически, вся эта история могла произойти так.
На первом стартере закоротило обмотку, ток увеличился и поджарил контакты реле.
Но реле оказалось упёртое, и продолжало ещё год исправно работать, не подавая признаков неисправности.
За тем и реле устало
Но вместо того что бы сразу сдохнуть, оно ещё пыталось работать, что ввело меня в заблуждение.
Уж про ПОЛУработающее реле я ни как не мог подумать., а оказывается бывает.
.
Не ломайтесь.
:-)

ДОПОЛНЕНИЕ
Некоторым продолжением этой записи. можно считать следующую запись по схожей теме -
ссылка
.
Остальные мои публикации по доработке Нивы Урбан здесь - ссылка