Найти в Дзене
Lynxirix

Talos of Principle - интересная концепция философии машин.

Оглавление

Добрейшего, дорогие читатели. Сегодняшнее чтиво будет о непримечательной игре и её философии: Talos of Principle.

Создатели игры - малоизвестная хорватская компания Croteam, подарившая такую серию игр как Serious Sam. Неожиданно, что разработчики, создавшие мясной шутер с брутальным мужиком решили удариться в философию. Что же у них вышло?

"Неужели это моё будущее, мистер робот?"
"Неужели это моё будущее, мистер робот?"

Игра начинается с того, как мы, в лице робота похожего на человека, просыпаемся в непонятном нам месте, напоминающим сад. Где-то свысока, с небес, нам начинает вещать голос, говоря о какой-то миссии в этом мире. Ты даже толком не успел освоиться, понять, что к чему, как уже начинаешь решать задачки. Собственно, весь игровой процесс строится на решении головоломок, некоторые из которых заставляют применять нестандартное мышление. В награду нам даётся "сигил", фишка, похожая на деталь из Тетриса.

В дальнейшем они понадобятся для прохода на следующие уровни.

Впрочем, здесь мы обсуждаем философию игры, а не геймплей. Авторы решили задать вопрос игроку. Так ли хорошо, когда ты погружаешь своё сознание в машину? Ведь сразу встаёт под сомнение твоя человечность, насколько ты будешь мыслить как человек.

Есть в игре персонаж, молодая учёная Александра Дреннан. Она стоит за проектом Принцип Талоса, суть которого заключается в перемещении сознания человека в тело робота. Ей помогают коллеги из Института Эмпирической Ноэматики. (Данное заведение является вымыслом разработчиков). Денно и нощно они пытаются создать идеальный прототип очеловеченного робота, загружая дополнительно на сервера историю всего человечества.

К слову, Земле угрожает конец света, поэтому группа учёных пытается хоть как-то спасти человечество.

На протяжении всей игры, игрок будет встречать рассуждения Александры, воспоминания её детства, как она впервые поступила в школу и университет, как придумала свой проект. Ей страшно, она сразу в этом признается. Только вот страх происходит не от конца света, смерти или чего-то подобного. Она просто хочет успеть сделать задуманное, чтобы труды человечества не пропали даром, хотя в глубине души, как и у любого человека, она не хочет покидать этот мир. Ты начинаешь проникаться этим человеком, её упорству, смелости, желанию помочь. А в конце, когда ты слушаешь последнее аудио сообщение, становится тяжело на душе, ибо Александра записывает своё последнее послание, в котором прощается с этим миром и надеется на лучшее, что она смогла сохранить историю людей. Ей приходится пережить многое: от смерти своих коллег до их ухода из-за невозможности продолжать дальше. Кто-то едет прощаться со своей семьёй, кто-то с друзьями, а кто-то скупает весь мировой фастфуд и отрывается по полной.

Особо сильно впечатывается в твою память слова о том, что все мы куда-то спешим и не успеваем насладиться жизнью. Склоки с родителями, родными, близкими не имеют сильной подоплёки, когда вас всех через несколько часов может не стать, а потому важно ли, что когда-то ты что-то не поделил с ними? Ты невольно превращаешься в ребёнка, который хочет прильнуть к груди своих родителей, обнять их и в последний раз сказать, как ты их любишь. Воспринимается всё это тяжело и крайне депрессивно, но заставляет задуматься о таких аспектах.

Полное умиротворение без людской руки
Полное умиротворение без людской руки

Как я раньше упомянул, Александра вместе с коллегами записывает на сервера историю людей. В игре это отображено в виде маленького компьютера. По началу он выглядит как самая обычная вычислительная машина и только потом, по мере прохождения, начинает разговаривать с тобой, задавать вопросы, интересоваться твоим мировоззрением. Например, самое простое высказывание "Я мыслю, следовательно, существую". Тут машина интересуется насколько сильно мы независимы от мыслей других людей, то есть имеем ли своё мнение или соглашаемся со всем, что нам говорят. Другой пример: может ли лягушка иметь такие же права как человек? И есть ли у неё право на существование. Можно ответить что нет, лягушка всего лишь животное, однако компьютер (звать, кстати, которого Милтон), парирует и скажет, что ты узко мыслишь и не следишь за своими высказываниями, ибо до этого ответил, что каждое живое существо имеет такие же права, как и человек, включая человеческого младенца.

В игре присутствует небольшая итерация на тему Рая и Ада. Голос сверху представляется как Всевышний, а Милтон в роли змея искусителя. Благо такого разработчики впихнули мало.

Отсюда ты начинаешь формировать свою личность, ведь Александра хотела, чтобы её создание умело мыслить и принимать решение. Для этого и была поставлена преграда в виде Милтона.

Также в игре присутствует огромная башня, уходящая в далеко в небо. Голос свыше предостерегает нас от того, чтобы на неё подняться, тем самым проверяя нашу веру. На деле же здесь Дреннан хотела проверить, насколько решительны мы в своих действиях и сильно ли зависимы от мнения других, а нарушая предостережения голоса мы вырываемся за пределы симуляции. Там нас ждёт ещё одно небольшое испытание, а после отключение от программы и запуск нашего робота в реальном мире.

В игре есть несколько концовок. Они не ограничиваются на плохие и хорошие, ибо каждый сам решает, чего он добился в игре. Первая концовка заключается в том, что мы входим во врата, наполненные белым светом, голос свыше нами доволен, мы следовали его указаниям, не перечили, не пытались самостоятельно думать, плыли по течению. Как итог, игрок возвращается в самое начало игры и проходит всё заново, ибо запись о его похождениях стирается, как и его память. Александра явно добивалась не этого, ибо здесь сознание робота попросту не вырывается в реальный мир. Другая концовка показывает нам более интересную развязку. Добравшись до конца башни, мы обнаруживаем золотые врата ака двери в рай и видим знакомый нам компьютер. Милтон, уже дрожащим голосом (если так можно сказать), просит нас забрать его с собой во внешний мир. Это можно будет сделать, если правильно отвечать на его вопросы по ходу игры. Если же нет, то библиотекарь останется навечно здесь и будет стёрт из памяти машины. Далее, как я упомянул выше, сознание робота приходит в себя уже в реальном мире. Пробудившись ото сна, он встает и выходит наружу, обнаруживая себя всё в том же Институте, только уже заброшенном, полуразрушенном и поросшим мхом. На этом игра заканчивается, оставляя игрока думать над увиденным.

Ляпота-то какая...
Ляпота-то какая...

Что же от нас хотят разработчики? Во-первых, решать интересные задачи, прибегая к некоторым хитростям, во-вторых, задуматься о своей жизни. Здешняя философия была описана многими философами того времени, в принципе ничего нового они не привнесли. Всё те же думы о вечной жизни, человеческом сознании в теле машины и прочее. Подана она интересно, зайдёт и тем, кто холоден к компьютерным играм. Лично меня игра очень сильно зацепила и в своё время повернула жизнь на 180 градусов, заставив обдумать собственную жизнь и мировоззрение.

Разработчики анонсировали выход 2 части буквально месяц назад. Интересно будет посмотреть, что они приготовили, хотя я считаю, что свою мысль они донесли ещё в 1 части. Есть некоторые опасения за её продолжение, но спешить с выводами пока рано.

Пишите своё мнение в комментариях насчёт игры, знаете или может слышали про неё, если играли, то расскажите про ваши впечатления и как она на вас повлияла. Хорошего дня и вечера!

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки 👍