Ямская слобода - один из старейших районов Казани. И тут надобно вкратце вспомнить, что такое ямская служба. Слово “ям” тюркских корней, и обозначает оно селение или станцию, где жили ямщики и содержались лошади для почтовой связи. То есть ордынское руководство, покорившее к тому времени окрестные земли, очень даже умело в почтовую и пассажирскую связь, и лошадка везла письмо или посылку не от пункта А до пункта Б, а только на плече между ямами. Примерно по такой же схеме работает вся современная почтовая связь, где основные перевозки осуществляются между сортировочными центрами. По такому же принципу работает современная железная дорога.
После покорения этих земель ямщиками по прежнему служили татары. Если копнуть глубже, то по Оренбургской дороге на земле башкирцев после покорения последних создавались ямские станции и специально заселялись татарами, способными к такой службе. Там преследовались и другие цели, но факт остаётся фактом. Впервые Ямская слобода Казани упоминается в 1565 году в писцовых книгах. В них сказано, что в слободе тогда насчитывалось 62 дома, и что основная обязанность жителей слободы - держать ям, то есть развозить почту, грузы, государевых людей.
Слобода была довольно большой, границы доходили почти до Булака, а точнее, до улицы Московская, и к XVIII веку насчитывала 200 дворов. Слобода была небогатой, но по ней проходила улица с пышным названием Триумфальная. Откуда такое название? Дело в том, что в 1879 году при въезде в город, примерно на месте нынешних юго-восточных ворот центрального стадиона, были выстроены триумфальные ворота в честь 2-ой пехотной дивизии, квартировавшей в Казани, и возвращавшейся в родной город после победы в русско-турецкой войне. Отсюда и название улицы. Остановка конки там тоже называлась Триумфальной.
О благоустройстве улиц тут могли только мечтать. Это был рассадник грязи, грызунов и болезней, здесь нередки были вспышки малярии. Это в верхнем городе мостили улицы и проводили фонари. А тут вокруг слободы и на участках за Булаком смердели свалки и городские нечистоты. В этом районе располагались рабочие казармы и самые дешёвые ночлежные дома. Главными обитателями этих казарм и ночлежек были нищие, жулики, пьяницы, воры и мошенники. За острыми ощущениями сюда иногда хаживали аристократы из верхнего города.
Однако так было не всегда. До взятия Казани этот район представлял полную противоположность тому, во что он превратился позже. Здесь находилась заливная пойма Волги, в конце весны вода сходила, и луг утопал в травах и цветах. Здесь косили сено для ханской кавалерии и проводили первые Сабантуи. Здесь стояли тысячи шатров, в которых гостили гости со всего государства и даже иноземцы. Сабантуи с таким размахом на этих местах стали праздновать в самом начале XVI века.
Ямская функционально до сих пор соответствует своему названию в широком смысле. Ямов и лошадей здесь нет уже с конца XIX века, но зато с приходом в город железной дороги появилась сортировочная станция, которая нынче превратилась в республиканский центр сортировки почты. Так что слобода по-прежнему соответствует духу своего названия.