Любая миссия ниндзя начиналась с тщательной проработки плана. Методы планирования диверсионной операции в «Бансэнсюкай» назывались «рякухон-но дзюцу» (畧本ノ術 «способ узнавать главное»). Так же как собирались сведения о замке или военном лагере, следовало выяснить имена старших советников, командиров моно-гасира, ближайших вассалов, тактиков, военачальников, начальников караульной службы и т.д. Следовало найти, где они живут, по возможности, расспросить об этом людей. Также необходимо выяснить: из каких семей они происходят, по возможности, узнать их родословную, узнать в какой местности они родились, на какую службу кто из них принят. Сунь-цзы сказал:
«Вообще, когда хочешь ударить на армию противника, напасть на его крепость, убить его людей, обязательно сначала узнай, как зовут военачальника у него на службе, его помощников, начальника охраны, воинов его стражи. Поручи своим шпионам обязательно узнать всё это». (Перевод Н.И. Конрада)
Без информации подобного рода, любой план был бы неудачным. Если ниндзя имел такую информацию, то можно было использовать следующее:
Необходимо сообразовывать тактику с текущей ситуацией;
Следовало выдавать себя за гонца от кого-либо из родственников;
Использовать клевету, чтобы ввести противников в смятение.
Чтобы получить такую информацию, надо было сблизиться с людьми, которые раньше жили во вражеском княжестве, и теперь стали ронинами или монахами, а также, сблизиться с купцами, актёрами-саругаку, которые часто бывали во вражеском княжестве, были приглашены ко двору приближённых князя, общались с его вассалами. Для проникновения в расположение вражеских войск, необходимо было получить информацию о вражеских паролях, особенно о том, какие кодовые слова (айкэй) используются противником для «отбора сидящих и стоящих» ( 立選る坐選る тати-сугуру дза-сугуру). В «Бансэнсюкай» описана такая история:
«Когда Вада и Кусуноки осаждали крепость Акасака в Кавати, Монобэ-но Дзиро, вассал клана Юки из осаждаемой стороны, удачно выбрался из крепости и проник в лагерь осаждающих. Однако он не знал пароль [используемый в методе] тати-сугуру дза-сугуру и был разоблачён и убит».
Пароли менялись три раза каждые пять дней, или один раз в течение трёх дней, или если необходимо, то каждый день. Следовало знать, что если враг начинает ночную атаку, он обязательно будет менять свои пароли.
Также необходимо было получить образцы вражеской униформы, её можно было просто снять с трупов, и вражеских гербов и флагов. Использование вражеской амуниции, вражеских гербов и флагов, знание их паролей, позволяло без труда смешаться с воинами противника, и проводить диверсионные операции. В «Бансэнсюкай» описано несколько тактик проведения таких операций под общим названием «тика-ири» (近入 «проникновение с близкого расстояния»). Приведём наиболее характерные из них.
Мукаэирэ-но дзюцу (迎入ノ術 - Способ встречного проникновения).
Когда был определён маршрут отправления вражеских войск и район их будущей дислокации, в этот район высылался отряд ниндзя до прихода, в эту местность, противника. Ниндзя должны были спрятаться в укромном месте, или смешаться с местными жителями. Когда враг размещался на постой в деревушке или призамковом городке, неизбежно начиналась суматоха: командирам отрядов надо было позаботиться о размещении на ночлег своих людей, приходили местные крестьяне, и в надежде заработать немного денег предлагали услуги носильщиков, местные торговцы предлагали товары, всегда находились авантюристы желавшие наняться на военную службу. В этот момент бдительность противника была ослаблена, сказывалась также усталость от дальней дороги. Ниндзя пользовались этой суматохой, и под видом местных крестьян нанимались к противнику на те или иные хозяйственные работы или в качестве асигару. Другая часть отряда ниндзя смешивалась с местными жителями и распускала среди крестьян тревожные слухи о том, что солдаты противника сущие разбойники, что им доверять нельзя, ибо они будут грабить крестьян и насиловать их жён и дочерей. Этим создавалось напряжение в отношениях местных жителей с воинами противника. Если вначале, крестьяне были радушно расположены к противнику, то наслушавшись таких слухов, они становились подозрительны.
Напряжение также создавалось и между воинами противника, когда срочный гонец от князя или от родственников командующего, а на деле – ниндзя, выдающий себя за гонца, привозил поддельное письмо, производившее тягостное впечатление на всё войско. Содержание письма могло быть самым разным: это могла быть весть об измене кого-либо из военачальников, несправедливый приказ о наказании или, наоборот, о награждении кого-либо из воинов, если военачальники соперничали между собой за первенство, приказ о назначении одного из них на более высокую должность.
Ниндзя, проникшие во вражеское войско и смешавшиеся с асигару, подстрекали их к грабежу местных жителей. Либо сами, с наступлением темноты, в одежде вражеских воинов вламывались в дома, грабили и бесчинствовали. Ночную деревню, или призамковый городок оглашали крики о помощи, проходил слух, что кто-то из соседей бьётся с мародёрами. Ниндзя, смешавшиеся с местными жителями, подговаривали крестьян нападать воинов противника. В результате всё селение погружалось в хаос: то тут, то там завязывались стычки местных жителей с вражескими воинами, вспыхивали пожары, по улицам носились выпущенные на волю лошади и быки. В это время можно было поджечь дом, где остановился военачальник, похитить или отравить провиант, уничтожить военное снаряжение противника.
В это время, среди вражеских воинов, проходил слух об измене, раздавались крики: «Такой-то и такой-то командир – предатели!» и противостояние солдат и крестьян перерастало в междоусобную резню в самом вражеском войске. Результатом такой операции было уничтожение живой силы противника и деморализация его армии.
Кататагаэ дзюцу (参差ノ術Искусстве проникать к врагу во время его ночной атаки).
Когда противник предпринимал ночную атаку, или отправлял один из отрядов в ночную разведку, то все его мысли были заняты обеспечением внезапности и безопасности предстоящей операции. Приготовление к рейду, как правило, шли весь день, или всю вторую половину дня, и бдительность противника была слаба. Это создавало значительные бреши в его обороне, тем более что когда совершался рейд, то большая часть воинов выходила за пределы замка или военного лагеря, и численность людей в замке или лагере была мала. На использовании этой слабости в обороне противника была основана тактика санса-но дзюцу (проникновение вместо противника).
В «Бансэнсюкай», описаны некоторые внешние признаки, по которым можно определить, что противник готовится к ночному рейду: в лагере противника горит много факелов и костров, слышится неумолкающий лай собак и ржание лошадей, с внешней стороны лагеря, наоборот, подозрительно тихо. Неслышно обычной переклички патрульных и стука колотушек, отбивающих время. По всему лагерю мелькают силуэты людей, развевается много флагов и знамён.
Когда синоби-мономи, посланный наблюдать за лагерем противника, видел эти признаки, он немедленно возвращался к своим и докладывал обстановку. К лагерю противника высылалась группа ниндзя, одетых во вражескую форму, и следила за действиями вражеских воинов. Когда из лагеря выходил отряд в ночную разведку, ниндзя выжидали некоторое время, и проникали в лагерь под видом возвращающихся разведчиков. Неожиданное возвращение из ночного рейда было обычным делом, ибо всегда могло что-нибудь пойти не по плану. Здесь необходимо было знать вражеские пароли и отзывы и иметь схему военного лагеря, чтобы без труда ориентироваться в нём и не вызывать подозрений. Проникнув в лагерь, следовало до возвращения настоящего разведотряда провести диверсионные действия: отравить колодец, поджечь склады, убить командующего или, по возможности, захватить вражеский лагерь.
Бакэмоно-но дзюцу (妖者ノ術- Способ оборотня).
Бакэмоно-но дзюцу (способ оборотня) – это классический способ проникновения в стан противника, с использованием маскировки под неопасного человека. Для его использования применялись такие методы ё-нин, как ситиходэ. Можно было проникнуть во вражеский замок под видом купцов, толпы паломников или бродячих монахов. По случаю того или иного религиозного праздника, группа ниндзя могла прикинуться нищими собирающими подаяние и в дневное время войти в замок, вместе с паломниками. Когда в замковом храме совершались религиозные церемонии или устраивалось театрализованное действо, посвящённое богам, ниндзя могли стоять на площади перед входом в храм и собирать подаяние. С наступлением темноты, они могли где-нибудь скрыться и глубокой ночью устроить диверсию.
Использование метода бакэмоно-но дзюцу очень хорошо иллюстрирует такая история:
В XV в. князь Энъя Камонносукэ захватил замок Цукияма, принадлежащий Амако Цунэхиса. Так как силы были не равны, вернуть замок обычным способом было невозможно. Тогда князь Амако обратился за помощью к предводителю клана Хацутия Хацутия Яносабуро. Он согласился помочь и решил использовать «способ оборотня». Было известно, что в новогодний праздник, в замке Цукияма всегда устраивалась пышная религиозная церемония, и на рассвете в первый день нового года 70 ниндзя Хацутия переодетых ряжеными, с пением религиозных гимнов, под аккомпанемент флейт и бубнов, вошли в крепость. Стража пропустила процессию в ворота замка, и она прошла к главной площади, на которой уже собралась толпа зевак и паломников. По сигналу предводителя, ниндзя сбросили праздничную одежду, под которой скрывали доспехи и оружие и, обнажив мечи, устроили резню. Через некоторое время замок запылал, а войска Амако начали штурм. Весь гарнизон замка был перебит, а Энъя Камонносукэ, вместе с женой и детьми совершил сэппуку.