Найти тему
Евгений Трунов

Дизонтогенез\ ментальные нарушения и привязанность.

Нарушения развития могут презентовать себя разными способами. Существуют более явные стигмы, симптомы, особенности, а бывают и малозаметные. И если очевидные симптомы "уходят" в каком-то смысле легче, то малозаметные не уходят практически вообще.

Наверное, вы уже догадались, что я поведу речь о социальных потребностях. Очень тонкая и чувствительная сфера. Она восприимчива к любому изменению в психическом состоянии человека. Привязанность нельзя назвать потребностью в полном смысле этого слова. Это скорее способность выстраивать глубокую эмоциональную связь с другим человеком, быть как бы "настроенным" на него. Именно наличие этой способности и является фундаментом для близости и общности.
Тренировать можно только то, что существует. Надстраивать новое можно только уже на возникшем. Глубокие гуманистические чувства формируются из простой бытовой эмпатии (понять, что маме больно, когда она ударилась).

Родителей может глубоко деморализовать понимание того, что ребенок не только отстраняется от сверстников, но и с родителями холоден и безучастен. Он не радуется приходу родителями и не тревожится из-за расставания, не выражает ласку и не вовлекается в игровое взаимодействие. С некоторыми даже пообниматься толком нельзя, так как ребенок постоянно выворачивается из объятий.

Конечно же, не все такие. Бывает и наоборот - ученик в принципе не способен находиться без родителя, не самостоятелен и не ищет самостоятельности, не автономен в способах организации досуга. Взрослый должен как бы постоянно "занимать" ребенка чем-то, иначе тот не отстанет.

Я могу предположить, что те дети, которые кажутся безучастными - это либо явно "тяжелые" ученики или обладающие "медленной" и слабовозбудимой ЦНС. Вероятно, что они хоть и чувствуют эмоции по тому или иному поводу, но сила реакции такая слабая, что почти не выражается поведенчески.

А тот, кто не отлипает от маминой юбки - с большой вероятностью испытывает серьезные проблемы с организацией и планированием деятельности. Нет цели, нет плана и воображения, поэтому ребенок структурирует свободное время через взрослого.

Первому типажу необходимо поднимать физический и психический тонус, тогда они будут выглядеть более живыми и заинтересованными в окружающем мире. Поэтому им необходимо выполнять задачи, которые оказывают стимулирующее, растормаживающее, общеукрепляющее действие.
Для
второго типажа надо делать упор на задачи, связанные с целеполаганием, самостоятельностью, воображением, эвристикой. Это делается, например, путем выставления постепенно растущих по сложности задач на самостоятельность. Из разряда: сделай это, а потом доложи, когда закончишь; делай это сам, потом исправим, если что.