Уже несколько лет подряд я готовлю ребят к поступлению в лицей ВШЭ: написание эссе (9 и 10 классы), тест (8 класс), и лицей Плеханова (тест). По правде говоря, это не самое популярное направление, но всё же заказы бывают.
Мне нравится готовить к вступительному экзамену, потому что у ученика, как правило, есть чёткая цель, дедлайн и мотивация. Приятно отслеживать прогресс, видеть как постепенно развиваются навыки письма и аргументации. Обычно этим навыкам не уделяется достаточно внимания в школе. Однако при среднем уровне английского (B1 и выше) и желании этот навык удаётся прокачать хорошо.
В этом году лицей ВШЭ стал впервые набирать 8 классы (написание теста), и у меня был и такой ученик - первый блин не комом! Но об этом чуть позже.
Каким было эссе в 9 класс?
Напомню, что тема эссе в 9 класс лицея ВШЭ звучит как: "Discuss the advantages and disadvantages of ... and give your own opinion" - т.е. это эссе "плюсы и минусы". В прошлые годы на вступительном испытании обычно попадались темы из справочника ВШЭ "Хочу в лицей", например, такие: "public transport", "social media", "life in the countryside", "having pets". Но в этом году была новая тема, которую я нигде не видела раньше: "Doing physical exercises with an online trainer".
Тем не менее мои ученики справились. Давайте посмотрим пример эссе на 8 баллов (из 10). Экзамен проводился онлайн, эссе печаталось на клавиатуре в специальной программе и оправлялось на проверку. Поэтому важно было уметь быстро и чётко печатать на английском, видеть и корректировать именно печатный текст. Это мы и тренировались делать в течение нескольких месяцев.
Итак, наше эссе состоит из 4-х абзацев, объём: 150-200 слов. Вот что от нас требуется по РКЗ:
В эссе моей ученицы идёт потеря балла по РКЗ (2 из 3-х), и ошибки по лексике (1 балл из 2-х). Давайте разберем подробнее. Первый абзац:
Не самая удачная вводная фраза: заниматься спортом в интернете - это как? Думаю, что лучше было бы написать с помощью интернета/ по средствам интернета, или сразу написать "Having an online trainer"... Далее указаны 2 точки зрения и есть перифраз темы - всё по критериям.
В этом абзаце есть ошибка по грамматике: trainings - uncountable:
Но разрешается сделать 2 грамматические и 1 лексическую ошибки на высший балл:
Во втором и третьем абзацах раскрываются плюсы и минусы:
Здесь также онлайн тренер не упоминается сразу, а речь идёт о занятиях спортом по интернету. Думаю, что надо было акцент делать на тренере, иначе не понятно, что имеется в виду.
Есть ошибки и по грамматике: on a their way, the cyperbspace (без артикля должно быть), trainings - но это повтор ошибки, не засчитывается во второй и последующий раз.
Могли еще придраться к Thanks to - в Cambridge dictionary это слово имеет помету - informal, но в других словарях такой информации нет.
И ошибки по лексике qualificated вместо qualified и practise вместо practice, из-за них потерялся второй балл за эссе.
И вот такое заключение.
Слово the Net - считается аббревиатурой и не совсем подходит под нейтральный стиль, могли и за это снизить по РКЗ.
В целом, написано хорошо, балл достойной, ученица поступила и будет дальше улучшать свои навыки английского в стенах лицея. The happy ending!
Вторая ученица написала на 9 баллов, у нее изначально был высокий уровень языка (B2) и ей понадобилось всего несколько консультаций, чтобы научиться писать эссе по критериям.
Мы тренировали навыки написания эссе с помощью нескольких пособий: учебники от ВШЭ "Пишу эссе на 10 баллов" (9 и 10 классы), "Skills for effective writing" (прокачивают базовые навыки письма, очень достойные учебники, но с американским английским), "Improve Your Grammar. The Essential Guide to Accurate Writing" от Macmillan - грамматика с упором на написание эссе и авторские материалы: разработки по темам, шаблоны-фраз для эссе. Всё это я даю своим ученикам на занятиях или консультациях.
Была еще ученица в лицей Плеханова, она сдала тест по английскому на проходной балл. Для небольшого письменного задания ей попалась тема про важность и нужность роботов в современном мире.
А что с 8-м классом?
В этом году был первый раз, когда ребята писали тест в 8-й класс, никаких пособий или учебников от лицея ВШЭ пока ещё нет. Моя ученица хорошо написала этот тест (9 баллов из 10). По ее мнению, экзамен был легче, чем демоверсия. Конечно, она не помнит, что там было конкретно, тест был онлайн и органичен по времени. По ее словам, грамматика была не сложной. Проверялось знание 3-х форм неправильных глаголов, множественное число существительных (исключения), апостроф, т.е. всё, что есть в демоверсии.
Мы с ней готовились по разным пособиям. Часть заданий отрабатывалась по материалам для ВПР в 7 классе, например, задание 1 - чтение, задание 2 - грамматика и задание 5 - вставить слова в пропущенный текст. Задания по пропускам я составляла сама, такие есть только для 11 класса, что, конечно, не подходит по сложности. Словообразование брали, в том числе из ОГЭ, но по факту оно сложнее, т.к. могут попасться суффиксы, которые не проверяют в ОГЭ. Более полный список пособий можно найти в статье по подготовке к этому экзамену.
Более подробно про экзамены в лицей ВШЭ и Плеханова можно прочитать тут:
- Эссе по английскому для лицея ВШЭ в 9 класс: "За и Против". Что и как писать?
- Как писать эссе по английскому в лицей ВШЭ в 10 и 11 классы? Пишем и разбираем пример эссе.
- Тест в лицей ВШЭ в 8 класс. Что спрашивают, как готовиться?
- Тест по английскому для поступления в лицей Плеханова. Разбираю демоверсию: что входит, как готовиться.
На сегодня всё. Stay tuned!
Пост-навигатор по всем главным статьям.