Найти в Дзене
Английский с Алекс Дар

Дурацкие ошибки, за которые снижают баллы при написании эссе на английском в лицей ВШЭ.

Оглавление
Разбираем ошибки при написании эссе в лицей ВШЭ, 9 и 10 классы
Разбираем ошибки при написании эссе в лицей ВШЭ, 9 и 10 классы

Я уже писала о том, что хотят видеть эксперты, проверяющие эссе по английскому языку в лицей ВШЭ. Вот здесь статья для 9 класса, а вот здесь для 10 и 11 классов. Сегодня же подробнее остановимся на самых частых ошибках, из-за которых теряют баллы.

Ошибки в структуре эссе

Для каждого эссе есть свой план, где указывается что и в каком абзаце писать. Например, вот план для 9 класса:

План эссе для лицея ВШЭ в 9 класс
План эссе для лицея ВШЭ в 9 класс

Частая ошибка – это писать свое мнение в первом параграфе, этого не должно быть. Мнение мы пишем только в заключении после подведения итогов, т.е. суммирования всего, что мы сказали выше. Ставить свое мнение в первый абзац - ошибка. К тому же стоит писать именно свою точку зрения на эту проблему, а не просто “many men, many minds” или “tastes differ”.

А вот план для 10 класса, посмотрите, где здесь просят указать своё мнение?

План эссе для лицея ВШЭ в 10-11 классы
План эссе для лицея ВШЭ в 10-11 классы

Правильно, мнение должно быть уже в первом параграфе, но абитуриенты иногда ставят его во второй параграф, что является ошибкой. Здесь необходимо выразить свою позицию дважды: в первом и в последнем параграфе. Иногда экзаменуемые пишут в ведении одно мнение, но к концу эссе его меняют и пишут другое – это тоже будет ошибкой.

Что делать?

Внимательно читайте план эссе и строго следуйте ему. Также соблюдайте необходимый объём слов – 150. При проверке учитывается +-10%, т.е. минимально 135 слов, но это очень мало и вряд ли с таким объемом возможно выразить свои мысли полностью. Также не стоит превышать объем, т.е. это затруднит работу проверяющего. Следуйте инструкции – просят написать 150 слов, пишем 150 слов.

Также разбивайте эссе на 4 параграфа, по количеству пунктов плана. Обязательно оставляйте пробел или начинайте новый параграф с красной строки, чтобы было видно, что есть деление на абзацы.

Еще одна ошибка по структуре - недостаточное использование средств логической связи. Это так называемые вводные слова. Для эссе и 9 и 10 классов нужно не менее 3-4. Обязательно проверьте, хватает ли у вас слов-линкеров, вот примеры самых популярных из них:

On the one hand, / On the other hand, / Firstly,/ Secondly,/ In my opinion,/ As a result / In conclusion, и т.д.

Ошибки в стиле

Мы пишем эссе, поэтому требуется нейтральный (neutral) ли полуофициальный (semi-formal) стиль. Важно избегать сокращений: don’t / can’t / I’d – пишем полностью: do not / cannot / I would (обратите внимание cannot – пишется слитно). Также избегаем разговорную лексику (ее можно обнаружить в слова с надпись informal), например, такая:

Так выглядят статьи в словаре с пометой Informal или spoken
Так выглядят статьи в словаре с пометой Informal или spoken

Не используем разговорную грамматика, типа I gonna / I wanna и т.д. Также не стоит злоупотреблять фразовыми глаголами. Не все они неформальны, но в целом лучше заменять их обычными глаголами синонимами. Еще не стоит использовать восклицательные знаки – они подходят для неформальной переписки или статей с призывом, но не эссе.

Что делать?

Тщательно выбираем слова для эссе, использует только нейтральную лексику. Если вы не уверены – проверяйте слово по словарю, если ли помета informal или spoken. Старайтесь заменять фразовые глаголы на обычные, не используйте разговорные формы: a bit \ kinda \ a sort of и т.д.

Еще одна ошибка – избыточность, когда предложения получаются слишком длинными и в них намешано сразу несколько мыслей, например:

I think when people do online shopping on the Internet, while they are doing it, they can save time and money, because they can choose what they want and do not need to go anywhere, as a result, they have more time.

Желательно, чтобы в одном предложении было примерно 10-15 слов, тогда мысль не теряется. Одно предложение – одна мысль.

Online shopping helps people save time and money. While doing shopping on the Internet, they can choose from many goods and find real bargains. Besides, their purchases will be delivered to their doorstep.

Недостаточный словарный запас

В критериях оценивания лексики есть такой пункт: “используется разнообразная лексика, соответствующая поставленной коммуникативной задаче”. Т.е. экзаменуемый может потерять балл, если будет использовать одни и те же слова элементарного уровня.

Что делать?

Расширять словарный запас. В принципе, мы этим и занимаемся на уроках английского. Самый лучший способ – это чтение литературы. Адаптированный книги хороши тем, что в них слова повторяются и поэтому быстро запоминаются. Также надо научиться работать с тезаурусом – словарем синонимов. Хороший тезаурус есть у Collins Online Dictionary, выглядит он примерно так, вот синонимы для teacher:

Словарь синонимов для написания эссе в лицей ВШЭ
Словарь синонимов для написания эссе в лицей ВШЭ

Конечно, не все слова нам подходят, нужно выбрать те, которые у вас на слуху и еще раз проверить их значение и употребление. Например, в эссе про школу можно взять: school teacher \ educator \ tutor, если речь о спорте: instructor \ coach \ trainer и т.д.

Словарь синонимов есть и у Longman Online Dictionary, но выглядит по-другому, каждому слово дается объяснение и примеры:

Словарь синонимов для написания эссе в лицей ВШЭ
Словарь синонимов для написания эссе в лицей ВШЭ

Sweeping generalization

Этот термин используется, когда в эссе даётся широкое обобщение:

Everyone hates doing homework.

Это спорное заявление, т.к. говорит о всех людях, а это не правда, так быть не может. Есть люди, которые любят делать ДЗ. Необходимо переформулировать:

There are some people who do not like doing homework.

Для “смягчения” чрезмерного обобщения используется: all – many / everyone – some people / также подходят слова: tend to do smth \ in general \ normally \ in most cases \ usually \ as a rule \ the vast majority of \ a large number of \ potentially \ it is likely that и т.д. Нам нужно сформулировать свои мысль таким образом, чтобы она не выглядела как беспрекословное заявление о всех и вся. Мы лишь предполагаем что-то на основе своего восприятия реальности.

Конечно, еще много можно говорить о грамматических и лексических ошибках в эссе, но это уже для другой статьи. Stay tuned!

Пост-навигатор по всем главным статьям.

Отзывы и результаты моих учеников в 2023 году.

-7