Через год «Вилюйлес» снова потеряет палубный караван. И снова от балбесности и безалаберности экипажа. После ремонта в Совгаванском судоремонтном заводе, окажется не задраенной горловина балластного танка номер пять, которая находится в районе машинного отделения. При погрузке леса в порту Ванино, при запрессовке балластных танков, и в частности танка номер пять, вода через открытую горловину станет поступать под плиты машинного отделения. А там для нее места много. Есть где разгуляться. В этот раз лес высыпался на причал, а «Вилюйлес» стал называться среди моряков «Валяйлесом». Потом еще будет посадка на мель в районе Второй речки. Но это уже, как говорится, другая история.
Теряли палубный груз леса большинство судов – лесовозов. Даже те, кто числился героями мирных будней. А это флагманы лесных перевозок ДВМП теплоходы «Березиналес» и «Электросталь». «Электросталь» высыпала лес в порту Владивосток на причал. Случился крен в десять градусов, когда одновременно на кормовую и носовую палубы докеры опустили по подъему леса. Два подъема близко к борту – это пятнадцать тонн чистого веса, а то и больше. И к этим тоннам добавилась забортная вода, которая хлынула в одну из кают через открытый иллюминатор. При погрузке палубы все помещения, все двери и иллюминаторы должны быть задраены наглухо. За три секунды каюта была полностью затоплена. И эти внеплановые тонный забортной воды положили судно на борт.
«Березиналес» среди моряков «Сахарлес», по фамилии знаменитого капитана и великого боксера этого судна, героя социалистического труда Виктора Сахарова. Лесовоз загрузил почти семь тысяч кубов леса в расчете на ближайший от Владивостока порт Ниигата. А диспетчер переиграл порт назначения, и судно пошло через Сангарский пролив на восточное побережье Японии. В сутки главный двигатель съедает почти семнадцать тонн топлива. Вот и вынуждены были механики перейти на десятый топливный танк, который на переходе не планировали использовать. Он был полностью запрессован топливом. По мере расхода топлива, получившаяся свободная поверхность топлива и создала дополнительный крен. И не доходя каких-то пять миль до порта назначения лесовоз получил постоянный крен на правый борт в двадцать градусов. Не сбросить лес за борт помогли стальные штатные стойки и капитальное крепление каравана. И действия капитана, который развернул судно носом на волну. И удерживал его в таком положении пока из порта не подошли два японских мощных буксира. Они завели судно в порт. На «Березиналесе» героически сработала машинная команда, которая не дала заглохнуть главному двигателю от большого крена. Чуть ли не вручную закачивали в поршневую главного двигателя масло, чтобы тот не заклинило.
Героизм одних, это балбесность других. Героические сверхплановые перевозки леса в двести – триста кубов, выливались потерями этого самого леса в тысячи кубов. И эту героическую по меркам совдепии эпопею прекратил своим приказом начальник пароходства Вольмер после очередной такой аварии. Хотите возить сверх плановый лес, ради Бога. Но при одном условии. Остойчивость судна не должна превышать определенную величину. Вроде как, метацентрическая высота должна быть перед выходом в море двадцать сантиметров. Это когда судно быстро возвращается на ровный киль, не зависая при крене ни секунды на борту. Выдержав эти условия на теплоходе «Электросталь», при очередной погрузке леса оказалась пустой палуба в районе четвертого трюма. Героические перевозки сверхпланового леса прекратились. Моряки вздохнули с облегчением, но не надолго. Рухнула советская власть. И новоиспеченные фрахтователи стали доплачивать экипажу доллары за сверхплановый груз. Один из лесовозов ДВМП типа «Елена Шатрова», сбросил палубный груз досок в пакетах в районе Ла – Манша. Погоня за дополнительным заработком при отсутствии должного профессионализма сделали свое черное дело.
Страшно, когда квадратные пакеты леса зависают за бортом и не хотят уходит в море, а судно лежит на борту с креном в тридцать градусов. И не понять, что случится в следующий момент. То ли эти самые доски улетят за борт, то ли судно полностью ляжет на борт и погибнет. В интернете я видел такое видео, где боцман с матросом идут по планширю фальшборта, срезая электродиском крепежные стяжки, чтобы палубный груз, наконец, ушел в море.
Шесть рейсов сделал я на лесовозе «Елена Шатрова» из портов Швеции на Средиземное побережье Африки. Шесть раз проходили с грузом пакетированного леса через Бискайский пролив, где проверяется профессионализм моряков на сто процентов. Моему сменщику Вадиму оторвало руку по плечо, когда он подкреплял якоря при проходе этого самого залива. В этом месте всегда свирепая крутая волновая толчея, способная погубить судно. Да и Северное море не подарок зимой. Так что держу кулаки за моряков – профессионалов, которые всегда выходят победителями в споре со стихией. Да и в любой сфере деятельности профессионалы всегда в цене.
С уважением к читателям и подписчикам,
Виктор Бондарчук