И снова мы поговорим о залипательных играх, в основе которых конечно же неповторимые метры в виде Rogue-like игр (или "рогаликов"). Ранее не понимал этого жанра до той поры, когда на большие и всякие ААА проекты начало недоставать времени. Тогда "рогалики" оказались отличным вариантом отвлечься на несколько минут а может быть и часов и не жалеть о том, что обстоятельства оторвали от игры. Сначала я даже думал о том, что может быть проще для какой нибудь инди-студии создать подобную игру - ведь зачастую там пиксельная графика, почти нет сюжета, нет сторонних персонажей и пр. Но... при ближайшем рассмотрении я понял, что заставить человека играть по своей воле в такие вот "рогалики" невероятно тяжело. Очень сложно разработчику соблюсти ту грань, где геймплей очень затягивает и все же не перегибает палку и где человек вынужден каждый раз начинать прохождение заново после смерти своего персонажа. Именно об играх, которым удалось в такой баланс мы и поговорим в этой статье.
1. Risk of the Rain 2
Системные требования:
64-разрядные процессор и операционная система
ОС: Windows 7 or newer, 64-bit
Процессор: Intel Core i3-6100 / AMD FX-8350
Оперативная память: 4 GB ОЗУ
Видеокарта: GTX 580 / AMD HD 7870
DirectX: Версии 11
Место на диске: 4 GB
Вторая часть рогалика-платформер-экшона Risk of the Rain. И именно эта часть стала намного популярнее своего предшественника (хотя в большинстве случаев получается именно наоборот). По сравнение с прошлой частью игры основным отличием является полное 3D и наличие хотя бы минимальной логики построения уровней и появления противников. Первая часть этим не блистала и очень быстро становилась утомительной. Ну давайте по порядку.
История
Как и первая часть, игра разрабатывалась студией Hopoo Games. Первую часть игры из далекого 2013 они взяли как основу. Многие монстры по факту перекочевали в 3D из 2D. К слову, вторая часть не стала сразу трехмерной. Прототип игры разрабатывался в 2D. Позднее, из-за того, что предметы, собранные игроком нельзя было адекватно повесить на персонажа, разработчики перешли в 2.5D (персонаж был трехмерным, а окружение плоское). Благо, что геймдизайнеры утвердили, что переход в полное 3D не будет слишком затратным и команда таки решила перерисовать игру с уровнями в полноценном трехмерном измерении. Изначально разработчики хотели выпустить игру в 2017м, но переход на Unity дался немного тяжелее, чем планировалось (была проблема с масштабированием). На консолях игра вышла в 2019м. На ПК игра должна была выйти в 2020м, но ее выход решено было продержать до 2021го, после выхода всех корректирующих патчей. В 2021м же было выпущено первое (и скорее всего последнее) DLC к игре - Survivors of the Void, а также был проведен глобальный апдейт. В ноябре 2022 г. права на сервера игры приобрела компания Gearbox Entertainment. Ходили слухи, что Hopoo хотели выпустить еще один DLC в 2023м, но т.к. сейчас они занимаются другими проектами, то выпуск чего-то маловероятен. Игра была сначала встречена смешанными отзывами ибо мало кто играл в первую часть а еще меньше понимали такие вот игры, но потом отзывы сменились на очень и очень положительные. Своими фанатами и коммунити игра обзавелась в РФ ближе к 2022му году.
Сюжет
Довольно прост. Спасательный корабль прибывает на последнюю точку пребывания одного из транспортных кораблей вблизи таинственной планеты. Вдруг на корабль начинают действовать неизвестные силы и дело почти доходит до крушения. Вам предстоит отправиться на поверхность планеты и разгадать ее тайны и... соответственно уничтожить опасность. На этом таки все. Не смотря на такую слабоватую завязку, концовок в игре несколько - от самой банальной аля "убей плохого парня и смойся" до "пожертвуй собственной жизнью во благо (нужное дописать)".
Геймплей
Но не ради сюжета тащемта играть верно? Начинаем мы с того что в меню выбора персонажей выбираем нужного нам, выбираем умения (при их наличии), которые будет использовать персонаж, уровень сложности (по умолчанию - нормальный, но кажется что не совсем) и жмем "Начать игру".
Хотел немного остановиться как раз на персонажах и умениях. Персонажей тут довольно много и ВСЕ они разные. У каждого персонажа есть свои и сильные и слабые стороны - кто-то бегает быстрее, кто-то прыгает дальше или уклоняется веселее. Разблокировать нового персонажа можно только через выполнение определенных условий, завязанных на достижениях (ачивках). К примеру, пройти игру до конца на самом высоком уровне сложности или 5 раз подряд безуспешно пытаться активировать тотем. Таким же макаром открываются новые умения персонажей и их внешний вид.
Начинается игра с того, что вашего персонажа десантирует в капсуле на поверхность и тут начинается самое интересное. Начинается оно сразу. На вас сразу же начинают нападать монстры. Пока что слабые, но это пока. Если обратите внимание - в верхнем правом углу экрана есть шкала времени. И с каждой секундой, пока ваш персонаж в игре, игра становится сложнее и сложнее. Мобов станет все больше и они будут все сильнее. За убийство каждого моба на карте вам начисляются очки (условные деньги), которые будут у вас отниматься в конце каждой карты по достижении порталов.
Зачем же нужна эта валюта? Все довольно просто - почти все что вы найдете на карте открывается или активируется/ремонтируется за нее. И чем дальше тем дороже. По всей карте разбросаны различные сундуки, обломки дронов, терминалы и пр. Открываете сундук - оттуда вываливается артефакт, активируете дрона (лечащего, стрелкового или стрелковую турель и пр.) - он следует за вами и помогает справляться с противниками.
Но самое интересное тут именно артефакты. Их можно собирать просто неограниченное количество. Артефакты делятся по своей редкости и назначению и их просто ооочень много. В абсолютном своем большинстве артефакты стакаются (собираются в пачку по несколько штук) и их эффекты суммируются. Эффекты могут быть абсолютно разными - это может быть увеличение скорости спринта, самолечение при остановке персонажа на месте, нанесение дополнительного крит.урона и многое другое. Получить их можно из вышеупомянутых сундуков и терминалов. Можно обменивать в специальных обменниках на аналогичные по рангу артефакты или лом. В общем на самом деле хитростей с артефактами довольно много и от них зависит очень и очень многое (это вы поймете в драке с финальным боссом). Кроме артефактов, дающих пассивные эффекты есть также и применяемые артефакты с различными свойствами, а также "пустотные" - типа очень дорогие и приобретаемые только за специфическую валюту (лунные монеты).
Вернемся же к цели игры. Вы появляетесь на карте и ваша единственная на самом деле цель - как можно быстрее найти на карте портал. При этом по пути необходимо еще отстреливаться от мобов и собирать артефакты, конечно же. Найдя портал - активируем его и он начинает заряжаться. Заряжается он пока вы находитесь к нему близко в определенной области. Вместе с зарядкой портала вблизи него появляется босс, которого надо еще умудриться загасить. Если босса не убить, то зарядка портала замрет на 99%. Если босс убит, то с него выпадает уникальный ценный артефакт и по окончании зарядки портала в него можно наконец войти, перенеся персонажа на следующую карту. И так придется повторять несколько раз, пока наконец вы не достигнете финального уровня.
Отдельное упоминание следует сделать о боссах. Боссы тут тоже довольно разнообразные, со своими мувсетами и суперударами. Какие-то проще, какие-то сложнее, но их достаточно для того, чтобы разнообразить прохождение.
Прохождение игры точно украдет вас на несколько вечеров. И даже после прохождения из-за своеобразного подхода разработчиков по открытию чего-то нового через ачивки, вы будете возвращаться в эту игру и пробовать другие варианты прохождения. А прохождение игры в кооперативе будет для вас с друзьями новым опытом в такого рода играх!
Геймплей: 9 из 10 (играть довольно интересно - ачивки жи)
Сюжет: 5 из 10 (он вроде как и есть но его нет)
Графика: 8 из 10 (простенькая 3D)
Реиграбельность: 8 из 10 (без этого в рогаликах никуда)
Требовательность к ПК: 7 из 10 (лучше запастись оперативой)
Итог: 7.4
2. Wall World
Системные требования:
64-разрядные процессор и операционная система
ОС: Windows 7 or later
Процессор: Intel Core i5 or equvalent
Оперативная память: 4 GB ОЗУ
Видеокарта: Nvidia GeForce GTX 650 or equvalent
Место на диске: 2 GB
История
Тут сказать много не получится - не так много известно об истории создания игры. Сама по себе игра весьма свежая - вышла в апреле 2023 года в Steam. Разработчики - студия с гигантским опытом в сфере разработки небольших, офисных и инди-игр - Alawar, а точнее их довольно мощным флагманским подразделением Alawar Premium. Кто не знает эту студию (а такие наверное есть) - это те ребята, что разрабатывали серию игр Beholder, Necrosmith, Distrust. Сама компания проецирует себя как международная, но по сути своей - российская, основанная в далеком 1999 году А.Лысковским и С.Заниным. Так что можно с уверенностью сказать, что Wall World является отечественным продуктом.
Сюжет
Издревне люди живут на стене. Стена даем им все ресурсы и энергию. В стене остались артефакты древних людей, которые они когда то оставили. Но ходят слухи, что люди когда то жили на шаре. Но это все вздор ибо ни один робопаук не залезет на шар, верно?
Вас зовут Бен и вы воллдиггер (wall digger) или копатель данной стены, иначе говоря исследователь. У вас есть робопаук, который позволяет карапкаться вверх-вниз по стене и специальный экзокостюм, позволяющий добывать из стены столь ценные ресурсы. Лишь бы Зераксы не помешали... а то нападают постоянно и каждый раз эти нападения становятся все более частыми и лютыми. И вот вы снова отправляетесь на встречу рутинной работе и приключениям.
Геймплей
О сюжете сверху приведено довольно кратко дабы не спойлерить. На самом деле о сюжете вам расскажут вначале игры так же вкрадце. Позже вам придется собирать этот сюжет по кусочкам из разговоров с выжившими, которых вы можете найти в той же стене, из данных терминалов древних людей, обрывкам документов и так далее.
Начинается игра с того, что вы садитесь в своего робопаука в нижнем обитаемом биоме стены. Вы можете двигаться по стене вверх и вниз на своем механизированном доме, а также забуриваться вглубь стены, чтобы достать оттуда разнообразные ресурсы и артефакты в виде схем и данных для последующих улучшений своего "дома". Со временем ваш паук получит такие способности как ускорение вверх и вниз, возможность прыжка на месте и прочие.
Забуриваться вы тоже можете не абы где, а только в определенных отмеченных местах. Бур может расковырять несколько блоков - дальше выходите и работайте вручную. Ковыряя блоки вы получаете алмазную пыль, за которую потом сможете прокачивать свою машину в лобби-ангаре после успешного (или не очень) завершения миссии. Помимо прочего вы будете находить множество различных ресурсов (в зависимости от биома). Данные ресурсы можно обменивать на улучшения непосредственно находясь в робопауке. Улучшать можно фактически все - от собственного экзокостюма и способностей паука до новоустановленных стволов и станций.
По поводу станций и стволов для робопаука. Их тут великое множество. Оружие и ядра для этих станций можно найти там же - в стене при раскопках. Оружие при этом находится в останках менее удачливых воллдиггеров и их механических помощников, а ядра могут быть в тайных комнатах в сетене, а также просто находиться среди выкапываемого грунта.
Условно что оружие, что станции можно разделить на 2 вида - те, что помогают вам в раскопках (всякие док-станции, увеличивающие скорость ручного бурения и перемещения; бомбы для быстрого подрыва большой области с грунтом; низкочастотные отбойники, автоматические бурящие грунт без вашего участи и многое другое) и те, что помогают вам в бою (системы дронов, стреляющих во врагов; фабрикаторы, позволяющие отстраивать турели; минные заграждения и прочее).
А зачем собственно оружие?.. В сюжете игры упоминается про Зераксов - типа инопланетных жуков (или им больше подходит сравнение с знаменитыми зергами из StarCraft). Вроде как эти зераксы с самого начала жития людей на стене и появились и стали такой обыденной вещью как волки в средние века. Но на самом деле их природу вам еще предстоит открыть. В некоторых терминалах о них упоминается как о ZerX%# - якобы такой код им присвоили люди когда началось инопланетное вторжение. Не удержался таки... Они нападают на поселения людей на стене, которые построены вокруг энергоустановок - ядер, а также на тех же воллдиггеров, регулярно. Нападать на вас они будут как только будет заполняться индикатор угрозы зераксов, который расположен рядом с показателем прочности вашего робопаука. И каждый раз волны эти будут сильнее (оно и понятно). Также они будут нападать на вас когда вы будете переходить из одного биома в другой. Обычно эти биомы визуально отделены друг от друга облаками. Вот для нейтрализации этих зераксов и нужно будет оружие в разнообразных его проявлениях.
Изначально вам будет доступен только пулемет, который является универсальным оружием в игре, но к разным типам противников нужно будет подбирать и разное оружие. Мелочевку проще гасить с пулемета, дичь покрупнее уже лучше урабатывать с какой-нибудь пушки гаусса или гранатомета и так далее. Оружию тоже доступно огромное количество разных улучшений - от скорости поворота ствола до модификаций урона.
Но нападения зераксов это не единственная напасть. Среди людей на стене ходит легенда о Левиафане - огромном зераксе, который уничтожает все, что пытается добраться до неизведанных плоскостей стены. И если вы обратите внимание на верхнюю часть экрана - там находится таймер (обычно минут в 20). По истечении данного времени Левиафан придет за вами. И поначалу завалить его при наличии ракетной установки на борту паука будет совсем не сложно.
Вообще... пусть это и будет небольшим спойлером, но завалить Левиафана придется несколько раз. Когда он появляется - вы без проблем определите уязвимые места на нем, на которых и следует сконцентрировать огонь. Можно не париться а лишь уворачиваться от его ударов, отстреливая прибежавших зераксов и методично запускать ракеты, которые рано или поздно уничтожат босса так и так. Всего у него 3 стадии... первые 2 практически одинаковы и отличаются лишь частотой ударов и количеством мелочи. Но вот третья может задизморалить любого игрока. Третья стадия является непроходимой пока вы не достигнете определенной точки в сюжете игры - пока не соберете 5 ключей. Дальше уже я рассказывать не буду. Заспойлерил этот момент только потому, что сам от безвыходности положения начал искать решение в интернете и только потом понял как надо действовать.
Умирать в игре поначалу вы будете очень и очень часто. Что впринципе норма для такого рода игр. Но. Разработчики сделали так, что процесс начинания с нуля становится также интересным! Они реально филигранно соблюли баланс между необходимостью смерти ради прокачки и возбуждением у игрока интереса к этой прокачке и новым попыткам прохождения, что и делает эту игру действительно уникальной. Умирая вы возвращаетесь в лобби-ангар, где у своего персонального механика вы можете прокачать какие либо части паука в обмен на алмазную пыль.
Если вы думаете, что ангар ограничен лишь тем, что продемонстрировано на скрине - вы заблуждаетесь как и я в самом начале своего знакомство с игрой. Видите стрелочки вверху скрина - это возможность пролистывания по различным разделам модификации. Влево - различные расходники, типа ремнаборов, которые исчезают при использовании. Вправо - доступ к секретным чертежам, которые вы можете найти в игре непосредственно.
Игра очень и очень достойный и редкий представитель своего жанра. Редкий в том плане, что сделан разработчиками с вниманием к деталям и сюжету, что не везде встретишь среди rogue-like игр. Рекомендую.
Геймплей: 9 из 10 (невероятный баланс)
Сюжет: 8 из 10 (подается порционально и интересно)
Графика: 8 из 10 (не режущий глаз пиксель)
Реиграбельность: 9 из 10 (баланс зарешал)
Требовательность к ПК: 9 из 10 (играл весьма комфортно даже на старье)
Итог: 8.6
3. Dome Keeper
Системные требования:
64-разрядные процессор и операционная система
ОС: Windows 7 or newer
Процессор: 2.5Ghz or better
Оперативная память: 2 GB ОЗУ
Видеокарта: Support for OpenGL 3.3
Место на диске: 1 GB
Еще одна игра на тему копательства и шахтерства. Ну что поделать - она может чем-то и похожа на Wall World, но все же координально другая, хотя такая же залипательная!
История
Игра разработана инди-студией Bippinbits (г. Дрезден, Германия). Студия совсем небольшая и состоит всего из 2х человек - технического руководителя/программиста/организатора Рене и дизайнера по пиксель-арту Анны. Они не успели пока утвердиться с кучей проектов на рынке и Dome Keeper по сути их первый и весьма успешных проект, вышедший на платформе Steam. Ранее они выпускали паззл Of Mice and Moggies (хз что это но что-то про котов).
Сюжет
Как таковой в данной игре сюжет отсутствует. Ну... по крайней мере я не то чтобы его явно в ней увидел. Все что надо знать - вы шахтер, который занимается добычей полезных ископаемых на других планетах. Для реализации такого дела, на целевую планету сбрасывается купол с самим шахтером. В этом куполе есть все необходимое для добычи полезных ископаемых и обеспечения жизнедеятельности его обитателя, а также для переработки этих ископаемых и улучшения купола.
Геймплей
Итак, купол упал на поверхность и пора приступать к работе. У вашего шахтера есть реактивный ранец и бур собственно для копания в грунте.
Зачем таки копаться - все просто и тривиально - добывать ресурсы, коих тут 3 вида - кобальт, железо и вода. Данные ресурсы нужно не просто добывать а буквально оттаскивать на базу, где перерабатывать и уже после тратить на улучшение снаряги и купола.
В этой игре тоже есть таймер, который показывает сколько времени осталось до волны взбешенных пришельцев, стремящихся навешать люлей мародеры, грабящему их планету. Если они прорвут купол то все - игра окончена. Естественно волны пришельцев все больше увеличиваются со временем. Но от них можно отбиваться с помощью вооружения купола (поначалу это универсальный лазерный луч).
В игре есть несколько режимов, среди которых особо популярен бесконечный режим, где необходимо выживать максимально долго, сопротивляясь волнам врагов, соревнуясь с другими игроками.
По умолчанию игроку доступен режим "Охота за реликвиями", где для победы на карте необходимо докопаться до некой реликвии, которая поможет уничтожить всех пришельцев. Вот такой вот простенький геймплей.
На самом деле, особо тут сказать нечего - игра невероятно проста, но в то же время затягивающая. В свое время даже PC Gamer отметил чрезвычайную простоту этой игры, выставив ей в целом положительный отзыв.
Геймплей: 7 из 10 (играть довольно интересно)
Сюжет: 4 из 10 (отсутствует как таковой)
Графика: 7 из 10 (простенькая пиксельная)
Реиграбельность: 8 из 10 (захочется попробовать еще)
Требовательность к ПК: 9 из 10 (не требовательна)
Итог: 7.0