Найти в Дзене
Историк-любитель

Приказ "Ни шагу назад!" - зачем и почему?

Оглавление

28 июля 1941 года вышел, пожалуй, один из самых одиозных приказов начального периода Великой Отечественной Войны. Учитывая, что этот приказ никогда не был опубликован полностью в печатных изданиях до 1988 года, он вызывал массу кривотолков - и в этой статье я хотел бы их развеять. Речь пойдёт о приказе «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций» за номером 227 от 28.07.1942 года.

По мнению автора, портрет Сталина - лучшая иллюстрация к данной статье. Изображение в свободном доступе.
По мнению автора, портрет Сталина - лучшая иллюстрация к данной статье. Изображение в свободном доступе.

Предыстория

Поднявшийся после битвы за Москву боевой дух в РККА вскружил некоторые горячие головы в РККА. Неудачные наступательные операции советских войск в начале-середине 1942 года (вторая битва за Харьков, Воронежско-Ворошиловградская операция), а также сложившееся критическое положение войск на Дону и Донбассе, привели к тому, что советские войска на юго-западном направлении отступали с большими потерями. В связи с этим в РККА участились случаи дезертирства, перехода на сторону немецких войск, а также появились “самострельщики” - солдаты и офицеры, наносящие себе серьёзные ранения, а порой и увечья, чтобы покинуть зону боевых действий.

К сожалению, сдача в плен советских солдат практиковалась практически до 1944 года. Под этими словами автор подразумевает именно добровольную сдачу в плен, находясь в здравии и трезвом уме. Фотография в свободном доступе.
К сожалению, сдача в плен советских солдат практиковалась практически до 1944 года. Под этими словами автор подразумевает именно добровольную сдачу в плен, находясь в здравии и трезвом уме. Фотография в свободном доступе.

В то же время немецким войскам удалось захватить районы, имеющие для СССР огромную значимость - как в промышленном, так и в аграрном факторах, а также на оккупированных территориях осталось огромное количество стратегических ресурсов и около 70 миллионов населения. Таким образом советское государство потеряло важное преимущество в живой силе, а также огромное количество хлеба. Дальнейшие потери и отступления уже всерьёз угрожали бы самому существованию советского государства - с этим нужно было что-то делать. Уже имевшиеся в войсках особые отделы, “ходящие” под НКВД, в силу своей малой численности, не всегда могли справляться со своими прямыми обязанностями.

Фактически, Красная армия стояла на краю пропасти, а вместе с ней - и весь Советский союз. В таких условиях руководство страны было вынуждено идти на крайние меры. Вопреки расхожему мнению, инициатором создания такого приказа выступил не “кровавый Сталин”, а генерал-полковник Василевский, руководитель ГенШтаба. Правда, по его же словам, Сталин почти полностью приказ переписал, сделав его более “жёстким”. Но повторюсь - этот приказ целиком и полностью мера вынужденная, поймут это люди, читавшие приказ целиком.

Полный текст приказа №227 («Ни шагу назад!»)

28 июля 1942 г.

г. Москва

Враг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется вглубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села, насилует, грабит и убивает советское население. Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на юге у ворот Северного Кавказа.
Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами. Враг уже захватил Ворошиловград, Старобельск, Россошь, Купянск, Валуйки, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, половину Воронежа. Часть войск Южного фронта, идя за паникерами, оставила Ростов и Новочеркасск без серьезного сопротивления и без приказа из Москвы, покрыв свои знамена позором.
Население нашей страны, с любовью и уважением относящееся к Красной Армии, начинает разочаровываться в ней, теряет веру в Красную Армию, а многие из них проклинают Красную Армию за то, что она отдает наш народ под ярмо немецких угнетателей, а сама утекает на восток.
Некоторые неумные люди на фронте утешают себя разговорами о том, что мы можем и дальше отступать на восток, так как у нас много территории, много земли, много населения и что хлеба у нас всегда будет в избытке. Этим они хотят оправдать свое позорное поведение на фронтах. Но такие разговоры являются насквозь фальшивыми и лживыми, выгодными лишь нашим врагам.
Каждый командир, каждый красноармеец и политработник должны понять, что наши средства небезграничны. Территория Советского Союза — это не пустыня, а люди — рабочие, крестьяне, интеллигенция, наши отцы и матери, жены, братья, дети. Территория СССР, которую захватил и стремится захватить враг, — это хлеб и другие продукты для армии и тыла, металл и топливо для промышленности, фабрики, заводы, снабжающие армию вооружением и боеприпасами, железные дороги.
После потери Украины, Белоруссии, Прибалтики, Донбасса и других областей у нас стало меньше территории, стало быть, стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. Мы потеряли более 70 млн. населения, более 80 млн. пудов хлеба в год и более 10 млн. тонн металла в год. У нас нет уже преобладания над немцами ни в людских ресурсах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше — значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину. Каждый новый клочок оставленной нами территории будет всемерно усиливать врага и всемерно ослаблять нашу оборону, нашу Родину.
Поэтому надо в корне пресекать разговоры о том, что мы имеем возможность без конца отступать, что у нас много территории, страна наша велика и богата, населения много, хлеба всегда будет в избытке. Такие разговоры являются лживыми и вредными, они ослабляют нас и усиливают врага, ибо если не прекратим отступления, останемся без хлеба, без топлива, без металла, без сырья, без фабрик и заводов, без железных дорог.
Из этого следует, что пора кончить отступление.
Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв.
Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности.
Наша Родина переживает тяжелые дни. Мы должны остановить, а затем отбросить и разгромить врага, чего бы это нам ни стоило. Немцы не так сильны, как это кажется паникерам. Они напрягают последние силы. Выдержать их удар сейчас — это значит обеспечить за нами победу.
Можем ли мы выдержать удар, а потом отбросить врага на запад? Да, можем, ибо наши фабрики и заводы в тылу работают теперь прекрасно и наш фронт получает все больше и больше самолетов, танков, артиллерии, минометов.
Чего же у нас не хватает?
Не хватает порядка и дисциплины в ротах, полках, дивизиях, в танковых частях, в авиаэскадрильях. В этом теперь наш главный недостаток. Мы должны установить в нашей армии строжайший порядок и железную дисциплину, если мы хотим спасти положение и отстоять свою Родину.
Нельзя дальше терпеть командиров, комиссаров, политработников, части и соединения которых самовольно оставляют боевые позиции. Нельзя терпеть дальше, когда командиры, комиссары, политработники допускают, чтобы несколько паникеров определяли положение на поле боя, чтобы они увлекали в отступление других бойцов и открывали фронт врагу.
Паникеры и трусы должны истребляться на месте.
Отныне железным законом дисциплины для каждого командира, красноармейца, политработника должно явиться требование — ни шагу назад без приказа высшего командования.
Командиры роты, батальона, полка, дивизии, соответствующие комиссары и политработники, отступающие с боевой позиции без приказа свыше, являются предателями Родины. С такими командирами и политработниками и поступать надо как с предателями Родины.
Таков призыв нашей Родины.
Выполнить этот приказ — значит отстоять нашу землю, спасти Родину, истребить и победить ненавистного врага.
После своего зимнего отступления под напором Красной Армии, когда в немецких войсках расшаталась дисциплина, немцы для восстановления дисциплины приняли некоторые суровые меры, приведшие к неплохим результатам.
Они сформировали 100 штрафных рот из бойцов провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, поставили их на опасные участки фронта и приказали им искупить кровью свои грехи.
Они сформировали, далее, около десятка штрафных батальонов из командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, лишили их орденов, поставили их на еще более опасные участки фронта и приказали им искупить свои грехи.
Они сформировали, наконец, специальные отряды заграждения, поставили их позади неустойчивых дивизий и велели им расстреливать на месте паникеров в случае попытки самовольного оставления позиций и в случае попытки сдаться в плен. Как известно, эти меры возымели свое действие, и теперь немецкие войска дерутся лучше, чем они дрались зимой. И вот получается, что немецкие войска имеют хорошую дисциплину, хотя у них нет возвышенной цели защиты своей родины, а есть лишь одна грабительская цель — покорить чужую страну, а наши войска, имеющие цель защиты своей поруганной Родины, не имеют такой дисциплины и терпят ввиду этого поражение.
Не следует ли нам поучиться в этом деле у наших врагов, как учились в прошлом наши предки у врагов и одерживали потом над ними победу?
Я думаю, что следует.
ВЕРХОВНОЕ ГЛАВНОКОМАНДОВАНИЕ КРАСНОЙ АРМИИ ПРИКАЗЫВАЕТ:
1. Военным советам фронтов и прежде всего командующим фронтами:
а) безусловно ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем и должны якобы отступать и дальше на восток, что от такого отступления не будет якобы вреда;
б) безусловно снимать с поста и направлять в Ставку для привлечения к военному суду командующих армиями, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций, без приказа командования фронта;
в) сформировать в пределах фронта от 1 до 3 (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины.
2. Военным советам армий и прежде всего командующим армиями:
а) безусловно снимать с постов командиров и комиссаров корпусов и дивизий, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций без приказа командования армии, и направлять их в военный совет фронта для предания военному суду;
б) сформировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (по 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной;
в) сформировать в пределах армии от 5 до 10 (смотря по обстановке) штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой), куда направлять рядовых бойцов и младших командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на трудные участки армии, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной.
3. Командирам и комиссарам корпусов и дивизий:
а) безусловно снимать с постов командиров и комиссаров полков и батальонов, допустивших самовольный отход частей без приказа командира корпуса или дивизии, отбирать у них ордена и медали и направлять в военные советы фронта для предания военному суду;
б) оказывать всяческую помощь и поддержку заградительным отрядам армии в деле укрепления порядка и дисциплины в частях.
Приказ прочесть во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях, командах, штабах.
Народный комиссар обороны И. СТАЛИН

Роль документа в истории

Конечно, одним приказом решить все вопросы было нельзя - это понимали все. Штрафные подразделения, а также заградотряды РККА (до этого они были лишь от НКВДА) созданные благодаря этому приказу, лишь немного помогли с дисциплиной - ведь страх всё-таки действенная штука. Однако невыполнение данного приказа в минимальных масштабах всё же имело место, и чаще всего это списывали на непосредственных командиров подразделений. Некоторым командирам даже приписывались даже изречения о том, что заградотряды, созданные по приказу Отца народов, являются чуть ли не излишним насилием над солдатами.

Заградотряды, хоть и оснащались пулемётами и пистолет-пулемётами, редко применяли его против советских солдат, а зачастую - помогали в атаках. Фотография в свободном доступе.
Заградотряды, хоть и оснащались пулемётами и пистолет-пулемётами, редко применяли его против советских солдат, а зачастую - помогали в атаках. Фотография в свободном доступе.

Однако такие командиры быстренько пополняли собой состав штрафных батальонов, созданных этим приказом. Позднее про эти штрафбаты и штрафроты будет сложено масса мифов и легенд, многие из которых опровергаются при детальном рассмотрении, но это отступление от темы. Свою роль приказ всё-таки сыграл, несмотря на множественные мелкие саботажные действия исполнителей - количество паникёров сократилось в разы. Кстати, первые штрафные подразделения появились в сентябре-октябре 1941 года в Вермахте.

Всего с сентября 1942 до мая 1945 года, пропущено через трибунал РККА 994 тысячи человек из саботажников, дезертиров и трусов, приговором трибунала к отбыванию срока в лагерях отправили 436 тысяч человек, 428 тысяч было направлено в штрафные подразделения. Ещё 200 с лишним тысяч человек учитываются отдельно как “пропавшие без вести, дезертировавшие из действующих частей РККА” - это те, кто избежал действий заградотрядов.

Штрафные подразделения, как вы уже заметили, тоже создавались этим приказом. Кто-то из зрителей сейчас может сказать - вот, людей, как мясо гнали! На самом деле, штрафные подразделения - это не то, что показывают в фильмах. Это те же солдаты и офицеры, оснащённые вооружением, снабжаемые всем необходимым по стандартным спискам снабжения. В некоторых случаях штрафников даже усиливали приданием дополнительных единиц трофейного оружия, отдельными армейскими подразделениями из артиллерийских и танковых частей. Это была вынужденная мера - штрафников действительно, нередко направляли на сложные участки фронта (в пределах зоны действия более крупного подразделения - полка, дивизии, армии).

Критика и оценки

При первом прочтении приказа в частях солдаты и офицеры РККА впали в состояние сильного шока. Дескать, как это - впереди немец по нам стреляет, а начнём отступать - будут ещё и наши по нам стрелять? Конечно, это было сильное давление на психику солдат, но как иначе? Пораженческие настроения были, и массово зафиксированы в отчётах командиров подразделений и особого отдела (армейских чекистов, грубо говоря). Бороться с ними одними расстрелами бегущих солдат - неэффективно, а вот припугнуть - более чем. Да, расстрелы бегущих бывали и после объявления приказа. Только происходили они не так как показывают в современных фильмах - сидит себе злобный чекист с пулемётом и стреляет почём зря.

Так вот. В основном “генеральную линию партии” не понимали лишь офицеры среднего звена (командиры батальонов, полков) и ниже, а также простые солдаты. Были даже попытки бунтов (об этом можно найти отчёты особых отделов НКВД), быстро подавленные собственными силами - бойцы пытались дезертировать из действующих частей мелкими отрядами, а при попытке их задержать, применили оружие. Разумеется, они были преданы трибуналу, который постановил - зачинщиков расстрелять, остальных в штрафроты (офицеров среди них не было). Среди “потрясённых” был и знаменитый поэт Константин Симонов, бывший в ту пору военным корреспондентом - под впечатлениями от приказа он и написал стихотворение “Безымянное поле”.

Обобщив, можно сказать, что руководящие чины в РККА нашли приказ № 227 довольно эффективным. Разумеется, до них не доводилось общей картины, какой ценой достигалась эффективность - это и не нужно было. Также об обстановке на фронтах узнавали и в Ставке, куда стекалась информация для высшего руководства страны. К примеру, из высоко оценивших эффективность приказа, можно назвать самого Василевского (автора изначального текста приказа), генерала Штеменко и многих других. Естественно, оценили эффективность приказа и в Ставке, хоть и не сразу.

Заключение

Во время Великой Отечественной Войны было выпущено с десяток приказов, приводящих к дискредитации как РККА в целом, так и руководства страны. Позднее эти приказы обрастут легендами, которые будут создавать образ “кровожадных чекистов” и “пьяных русских ванек”, но это лишь с подачи мелких недоисториков. В любом случае - каждый из подобных приказов был по своему эффективным, и каждый из них оставил след в истории, как и приказ №227.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь, ставьте лайки - впереди ещё очень много интересного!