Найти в Дзене
Петербургский странник

Аничков мост на Невском проспекте: красота, искусство и моменты истории. Шутки и легенды связанные со скульптурами укротителей коней

Дорогие мои петербуржцы и гости нашего чудесного города! Сегодня я хочу рассказать вам о одном из самых известных и величественных сооружений Санкт-Петербурга — Аничковом мосте. Этот великолепный архитектурный шедевр, простирающийся над рекой Фонтанкой и соединяющий Спасский и Безымянный острова, не только служит надежным мостом для пешеходов и автомобилей, но и является одним из символов и духовных центров нашего великого города.

Аничков мост на Невском проспекте: красота, искусство и моменты истории.
Аничков мост на Невском проспекте: красота, искусство и моменты истории.

Возведённый на углу Невского проспекта и Фонтанки, Аничков мост является одним из самых узнаваемых и обаятельных символов Санкт-Петербурга. Необычные фигуры лошадей и их всадников делают мост уникальным и привлекающим внимание многих путешественников. Но мало кто знает всю историю создания и множество легенд, связанных с этим чудесным сооружением.

История моста начинается в 1831 году, когда император Николай I поручил известному скульптору Петербурга, Петру Клодту, создать скульптурные группы для украшения дворцовой пристани. Изначально фигуры были предназначены для дворца, но они попали на мост только после многочисленных перипетий.

Когда бронзовые скульптуры уже были готовы к установке, они были подарены прусскому королю Фридриху Вильгельму IV в 1842 году. В знак ответной благодарности, король подарил Санкт-Петербургу два изваяния Славы, которые были установлены на Конногвардейском бульваре. Это привело к тому, что на мосту появились гипсовые копии скульптур.

укротитель коней на Аничковом мосту
укротитель коней на Аничковом мосту

Но Петербург не мог оставаться без оригинальных скульптур, и Клодт решил создать новые композиции, чтобы развить сюжет "Покорение коня человеком". В 1850 году его замысел был реализован, и на мосту появились фигуры, которые вызывают удивление и восхищение своей красотой и изяществом до сих пор. Эти величественные и элегантные фигуры стали визитной карточкой моста и одним из символов Петербурга, символизирующие победу человека над стихийной силой природы.

Легенды и байки, связанные с Аничковым мостом

Так, народные легенды связывают скульптуры моста с загадочными историями. Одна из легенд гласит, что скульптор Пётр Клодт, убежденный в сходстве своих работ с живыми конями, проверил это, вставив руку в пасть одного из них. По этой версии, у двух коней не нашлось языков, и Клодт, опечаленный этим обстоятельством, умер от депрессии. Однако, на самом деле, эта история не подтверждена и имеет характер скорее анекдотический.

Легенды и байки, связанные с Аничковым мостом
Легенды и байки, связанные с Аничковым мостом

Еще одна интересная легенда связана с направлением головы коней. Те кони, что смотрят в сторону Адмиралтейства, имеют на своих копытах подковы, в то время как те, которые обращены в сторону площади Восстания, не имеют подков. Интересно, что это обстоятельство стало предметом множества догадок и объяснений среди горожан.

Одно из популярных объяснений связано с историческим прошлым Литейного проспекта, который находился рядом с Аничковым мостом. В XVIII веке на Литейном проспекте располагались литейные мастерские и кузницы. Таким образом, кони, стоящие лицом к началу проспекта, "идут" от кузниц, где им ставили подковы, а те, что обращены к проспекту, "идут" в сторону города, где им не требуются подковы.

Сам мост также стал объектом множества шуток и анекдотов. Например, существовала загадка: сколько яиц находится на Аничковом мосту? Ответ - 16, ведь там четыре коня и четыре юноши, всего 16 яиц. А другой анекдот, отражающий социальные реалии той эпохи, гласил: "Есть ли в городе не пьющие? - Есть!!! – отвечает горожанин, аж ЧЕТЫРЕ человека – у них руки заняты, они коней держат."

Также стоит упомянуть о событиях Великой Отечественной войны, когда ленинградцы сняли скульптуры с пьедесталов, чтобы спасти их от уничтожения. Фигуры были упакованы в деревянные ящики и зарыты в землю в саду Аничкового дворца. Люди понимали их историческую и художественную ценность и сделали все возможное, чтобы сохранить шедевры.

Также стоит упомянуть о событиях Великой Отечественной войны, когда ленинградцы сняли скульптуры с пьедесталов, чтобы спасти их от уничтожения
Также стоит упомянуть о событиях Великой Отечественной войны, когда ленинградцы сняли скульптуры с пьедесталов, чтобы спасти их от уничтожения

При блокаде Ленинграда во время Второй мировой войны, Аничков мост значительно пострадал от артналетов вражеской артиллерии. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил. Переправа стала памятником блокады, и на граните постамента коней Клодта специально не стали реставрировать след от осколков немецкого артиллерийского снаряда. Этот немой свидетель войны до сих пор виден на мосту, напоминая о стойкости и мужестве горожан в тяжелейшие дни блокады.

Проходя по мосту и разглядывая его уникальные скульптуры, каждый может увидеть в них своеобразное отражение собственных чувств и мыслей. Возможно, кому-то скульптуры "Укротителей коней" напомнят о смелости и решительности, с которой мы преодолеваем препятствия в жизни. Для других они станут символом нежности и сплоченности, ведь даже сильные кони нуждаются в ласке и заботе человека. В каждой из этих фигур, словно в зеркале, отображается наша собственная сущность, наши чувства и мечты.

Аничков мост словно настраивает на ритм города, позволяет почувствовать его пульсирующее сердце и стать единым с окружающим миром.

Аничков мост словно настраивает на ритм города, позволяет почувствовать его пульсирующее сердце и стать единым с окружающим миром.
Аничков мост словно настраивает на ритм города, позволяет почувствовать его пульсирующее сердце и стать единым с окружающим миром.

Пусть каждый, проходя по Аничкову мосту, найдет в нем что-то свое, своеобразное, затронет струны своей души и почувствует, как его сердце замирает в такт с бесконечным ритмом Петербурга. И пусть эта гармония сопровождает нас в наших буднях и мечтах, встречах и прощаниях, делая нашу жизнь яркой, интересной и значимой. Ведь каждый из нас — житель этого прекрасного города — несет в себе частичку его души, и, подобно мосту, мы связаны между собой, образуя единую гармоничную симфонию.