Найти тему
Русская и мировая живопись

Подборка картин русских художников из коллекции Рыбинского музея-заповедника.

В месте слияния трех рек: Волги, Шексны и Черемухи, на их живописных берегах расположился старинный город Рыбинск, второй по величине в Ярославской области.

Рыбинский музей-заповедник
Рыбинский музей-заповедник

Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник — главная его достопримечательность, расположившаяся в здании Новой хлебной биржи. Это величественное здание было построено в 1912 году по проекту московского архитектора А.В. Иванова на берегу Волги в виде сказочных «старорусских палат» с фигурной кровлей, облицованное поливной плиткой и изразцами. Внутри сохранилась значительную часть первоначальной отделки.

Интерьер картинной галереи
Интерьер картинной галереи

Картинная галерея Рыбинского музея-заповедника располагается в бывшем операционном зале Хлебной купеческой биржи, где в прошлом, проходили купеческие торги.

Руфин Гаврилович Судковский 1850-1885             В порту, 1879, х.м.
Руфин Гаврилович Судковский 1850-1885 В порту, 1879, х.м.

Крыжицкий Константин Яковлевич 1858-1911 Перед дождём, 1880, х.м.
Крыжицкий Константин Яковлевич 1858-1911 Перед дождём, 1880, х.м.
Грузинский Пётр Николаевич 1835-1892 Уборка хлеба, 1883
Грузинский Пётр Николаевич 1835-1892 Уборка хлеба, 1883

Изначально в Рыбинске был открыт естественнонаучный музей в октябре 1910 г., расположившийся в здании Коммерческого училища. Инициатором его создания была местная интеллигенция. А в 1919 г. был создан художественно-исторический музей. Основой его коллекции стали собрания окрестных дворянских усадеб Мусиных-Пушкиных, Михалковых, Лихачевых, Куракиных, дополненных позднее значительными поступлениями из хранилищ художественных произведений Москвы и Петрограда.

Журавлев Фирс Сергеевич 1836-1901 Благословение,  1891, х.м.
Журавлев Фирс Сергеевич 1836-1901 Благословение, 1891, х.м.
Попов Андрей Андреевич 1832-1896 - Тройка, 1860, х.м.
Попов Андрей Андреевич 1832-1896 - Тройка, 1860, х.м.
Мясоедов Григорий Григорьевич 1834-1911     Пруд в лесу, 1892, х.м.
Мясоедов Григорий Григорьевич 1834-1911 Пруд в лесу, 1892, х.м.

В 1992 г. городской администрацией было принято решение о передаче музею-заповеднику здания бывшей Новой хлебной биржи.

Русское изобразительное искусство в музее представлено такими художниками как Ф. М. Матвеев, А. Г. Варнек, И. К. Айвазовский,  А. П. Боголюбов, В. В. Верещагин,  К. Е. Маковский, А. А. Харламов,  И. И. Шишкин, С. Ю. Жуковский,  И. И. Бродский, З. Е. Серебрякова и другие.

Матвеев Ф.М. 1758-1826 Вид в Италии, 1805
Матвеев Ф.М. 1758-1826 Вид в Италии, 1805

В пейзаже Федора Михайловича Матвеева (1758 – 1826) «Вид в Италии» (стиль «классицизм»)  и без того прекрасная природа Италии облагорожена художником, приведена им в соответствие с «законами красоты». Своими величавыми панорамными видами художник создал ощущение огромного простора и невозмутимого покоя природы.

Иван Константинович Айвазовский 1817-1900 Буря на море, 1873, х.м.
Иван Константинович Айвазовский 1817-1900 Буря на море, 1873, х.м.

«Буря на море» близка традиционному представлению о творчестве Айвазовского, как романтика водной стихии. Композицию полотна определяет беспокойный ритм череды несущихся по небу туч и продолжающих их движение прозрачных, светящихся волн. Повинуясь непреклонной силе стихии уносятся морские птицы, кренится тонущий корабль с красным флагом бедствия на мачте… Но, наперекор всему, перпендикулярно морским волнам, пробивается к кораблю шлюпка с гребцами, один из которых подает сигнал терпящим бедствие.

Айвазовский И.К. 1817-1900 Волы на перешейке, 1860, х.м. Рыбинский музей-заповедник
Айвазовский И.К. 1817-1900 Волы на перешейке, 1860, х.м. Рыбинский музей-заповедник

В полотне «Волы на перешейке» волы бредут сонно, мерно, море спит. Их движение вдоль уходящей в бескрайнюю даль кромки моря, кажется, будет длиться вечно. Творчество И.К.Айвазовского не укладывается в рамки какого-то одного из стилевых направлений, что вообще характерно для творчества любого большого мастера.

Иван Иванович Шишкин 1832-1898                Сосна на песке, 1884(?), х.м.
Иван Иванович Шишкин 1832-1898 Сосна на песке, 1884(?), х.м.

В эпически могучем полотне «Сосна на песке» (1884 г.) великого «певца русского леса» Ивана Ивановича Шишкина передано излюбленное Шишкиным состояние покоя, ничем не нарушаемой тишины в природе.

1880-е годы период расцвета его дарования. Манера художника становится обобщеннее и мягче, колорит тоньше и сложнее. Хороший образец этого периода творчества Шишкина – «Сосна на песке». Могучее старое дерево, выросшее на открытом солнцу и ветру песчаном косогоре, где даже жухлая трава с трудом цепляется за бесплодную почву. А в его тени поднимается пушистая молодая сосенка. Всё это создаёт яркий образ силы и упорства русской природы, русского народа, а, может быть, и самого художника, пережившего за несколько лет до этого смерть сразу нескольких близких ему людей.

Маковский Константин Егорович: Скупой рыцарь (старик времён Генриха II), конец XIX века
Маковский Константин Егорович: Скупой рыцарь (старик времён Генриха II), конец XIX века
Маковский Константин Егорович: Цыганка (?), конец XIX века
Маковский Константин Егорович: Цыганка (?), конец XIX века
Маковский Константин Егорович 1839-1915: Дети господина Балашова, 1880, х.м.
Маковский Константин Егорович 1839-1915: Дети господина Балашова, 1880, х.м.

В картинах К.Е.Маковского по-прежнему подкупают техническое мастерство и искренняя увлеченность «красивыми мотивами». Великолепный парадный портрет «Дети господина Балашова», изображает маленьких героев полотна, позирующих в зимнем саду, на большом резном кресле, застланном роскошным ковром. Заказной портрет написан виртуозно, получаешь истинное эстетическое наслаждение, рассматривая аксессуары, письмо складок.

Пимоненко Николай Корнилиевеч 1862-1912: Последний луч, 1900
Пимоненко Николай Корнилиевеч 1862-1912: Последний луч, 1900

Пимоненко представлен в собрании музея двумя полотнами. Живописца с полным основанием можно назвать мастером световых эффектов. Картина «Последний луч» надолго остается в памяти контрастом непритязательного мотива (крестьянские ребятишки загоняют на ночь гусей) и удивительно переданным свечением закатного солнца. Тема единства настроения природы и человека доведена здесь почти до символа.

Пимоненко Николай Гаврилович 1862-1912   Пасхальная заутреня в Малороссии,  1891, х.м.
Пимоненко Николай Гаврилович 1862-1912 Пасхальная заутреня в Малороссии, 1891, х.м.

И в многофигурной «Пасхальной заутрене» именно свет создает богатую феерию чувств великого христианского праздника.

Кузнецов Николай Дмитриевич 1850-1930 Спящая, 1893                                                          Дочь художника, Мария Николаевна Кузнецова-Бенуа - русская оперная певица, танцовщица, солистка Мариинского театра.
Кузнецов Николай Дмитриевич 1850-1930 Спящая, 1893 Дочь художника, Мария Николаевна Кузнецова-Бенуа - русская оперная певица, танцовщица, солистка Мариинского театра.

«Спящая девочка» Н.Д.Кузнецова привлекает внимание в первую очередь красотой запечатленного мотива. Картина, участвовавшая в 22-й передвижной выставке, полна очарования и свежести. Блестящая техника живописца проявилась в тонких переливах перламутровых тонов, почти иллюзорной передаче фактуры тканей, теплой бархатистой кожи лица и рук спящей. Работа привлекла внимание императора Александра III, который её и приобрел. Девочка же – дочь художника Мария Николаевна Кузнецова-Бенуа (1880-1966) впоследствии стала известной оперной певицей и танцовщицей, участницей «Русских сезонов» Сергея Дягилева.

Алексей Алексеевич Харламов 1840-1925 Подруги, 1892, х.м.
Алексей Алексеевич Харламов 1840-1925 Подруги, 1892, х.м.

А.А.Харламов – блестящий мастер, о котором в свое время Тургенев отзывался как о гении русской живописи. К числу милых жанровых сценок, которым мастер был обязан своей громкой, но кратковременной славой 1870-х годов, относится картина «Подруги». Задушевными и естественными выглядят отношения двух девочек. Тонкость цветового решения, прозрачные мазки создают ощущение своеобразной «пушистой» фактуры. В портрете детей нет никакой слащавости, в которой принято упрекать салонных художников.

Серебрякова Зинаида Евгеньевна: Автопортрет с дочерьми, 1921
Серебрякова Зинаида Евгеньевна: Автопортрет с дочерьми, 1921

«Автопортрет с дочерьми» З.Е.Серебряковой полон возвышенной гармонии. Художница изобразила себя рядом со своими дочерьми Татой (Татьяной) и Катей, будто предчувствуя, что через несколько лет судьба и эмиграция разобьют единство, кажущееся сейчас нерушимым. «Автопортрет с дочерьми» написан в Петрограде голодной и холодной зимой 1921 года, то есть почти за три года до того, как художница навсегда уехала в Париж. А картина, закупленная у нее Обществом поощрения художеств, была передана в Рыбинский музей.

Дубовской Николай Никанорович 1859-1918 Церковь Василия Блаженного, 1916
Дубовской Николай Никанорович 1859-1918 Церковь Василия Блаженного, 1916
Бродский Исаак Израилевич 1883-1939         Фейерверк, 1916, х.м.
Бродский Исаак Израилевич 1883-1939 Фейерверк, 1916, х.м.
Жуковский Станислав Юлианович Подснежники, 1911
Жуковский Станислав Юлианович Подснежники, 1911

(В статье использованы материалы Рыбинского музея-заповедника http://www.rybmuseum.ru/ ).

🎨 Если статья была интересна то прошу вас поставить лайк или написать комментарий.