Найти тему

Культурный код: пересматриваем "Девственницы-самоубийцы" (1999), дебют Софии Копполы с волшебным саудтреком группы Air

Почти четверть века назад София Коппола дебютировала в качестве режиссера, сняв экранизацию литературной сенсации своего времени: романа Джеффри Евгенидиса о пяти сестрах-подростках из пригорода Мичигана 70-х годов, которые покончили с собой. Сейчас фильм переиздается с торжественным предупреждением в начале о некоторых исторических установках, которые могут вызвать оскорбление; они не уточняются, но, судя по всему, имеется в виду весь посыл фильма, вынесенный в название, но который в наши дни трактуется более осторожно в контексте новых представлений о самоповреждении и "суицидальных мыслях".

-2

Это был фильм, который озадачил столь же многих, сколь и очаровал. Но теперь, возможно, можно с большей ясностью оценить его артистизм и самообладание, а также то, как уверенно Коппола позволяет своему фильму быть безмятежно таинственным и почти безразличным в своем солнечном спокойствии пригорода, сдержанность, которая, кажется, скрывает шокирующую природу самой истории: ужасная трагедия под видом подросткового фильма о взрослении.

Фильм "Девственницы-самоубийцы" положил начало карьере Копполы и впервые показал нам эту тональную сдержанность, способность к пустоте, подрывной взгляд на женскую мистику, отказ от сатирического или иронического отношения к привилегированной женской жизни, что впоследствии с разной эффективностью проявилось в таких фильмах, как ""Lost in Translation", "Somewhere" и "The Bling Ring".

-3

Фильм "Девственницы-самоубийцы" также положил начало взрослой карьере Кирстен Данст, которая прославилась еще в детстве в фильме "Интервью с вампиром". Она играет очаровательную Лакс, и, возможно, ей больше никогда не доведется сыграть роль, соответствующую этому сфинксоподобному персонажу (хотя она еще появляется в фильме Копполы 2006 года, где она сыграла интересную холодную Марию-Антуанетту, безусловно вызывающую симпатию). Голос за кадром принадлежит Джованни Рибизи, и, возможно, Коппола стремился к чему-то, напоминающему уверенность и содержательность запоминающегося голоса Рэя Лиотты в фильме Скорсезе " Goodfellas".

-4

Герой Рибизи - один из тех бестолковых и неуклюжих мальчишек, которые в те времена слонялись без дела и были гормонально одержимы призрачно красивыми и милыми сестрами Лисбон: Лакс (Данст), Сесилия (Ханна Холл), Тереза (Лесли Хейман), Мэри (Эй Джей Кук) и Бонни (Челси Суэйн). Их родители - учитель математики и его религиозная жена-домохозяйка, которых с симпатией и интеллигентностью играют Джеймс Вудс и Кэтлин Тернер. Когда тринадцатилетняя Сесилия совершает, казалось бы, пронзительную попытку перерезать себе вены в ванной, суровые консервативные родители убеждают психиатра, наблюдающего за ее выздоровлением (в роли Дэнни ДеВито), что им следует разрешить выжившим сестрам больше общаться с мальчиками, разумеется, под строгим наблюдением.

-5

Новая либеральность не предотвращает новых бедствий, и Лакс встречается с самым красивым парнем школы Трипом Фонтейном (Джош Хартнетт), который разбивает ей сердце, оставив ее спать одну на футбольном поле после бала выпускников после того, как лишил ее девственности. Это несчастье приводит к тому, что мама и папа принимают меры: все четыре девочки навсегда остаются под домашним арестом, хотя при этом Лакс вступает в сексуальные отношения на крыше, а девочки общаются с лунно незрелыми мальчиками различными способами - и все это приводит к катастрофе.

-6

Но почему? Какова причинно-следственная связь? Должно ли было это произойти? Учитывая, что ни один из персонажей не может в полной мере выразить и передать тот ужас и горе, которые они, несомненно, испытывают, фильм не раскрывает своего смысла и оставляет зрителя почти в той же освещенной солнцем пригородной мечтательности, в которой он начался. И выглядит теперь еще более загадочным, чем прежде.

-7

Весь фильм окутывает музыка французской группы Air. Основную часть используемого оборудования составляет разнообразный ассортимент аналоговых клавишных инструментов, при этом не забывая про гитару и бас. Конечно, на группу большее влияние оказал мелодичный психоделический рок конца 60-х - начала 70-х годов. Здесь есть явные намеки на "Dark Side of the Moon" группы Pink Floyd и особенно на "Abbey Road" группы Beatles. Влияние Beatles наиболее заметно в песнях "Bathroom Girl", "Cemetary Party" и "Highschool Lover (Theme from 'The Virgin Suicides')", в которых несколько барабанных партий и гитарных шквалов звучат почти прямо из Abbey Road.

Тот факт, что саундтрэк удерживает внимание, несмотря на то, что создан исключительно в качестве эпизодической музыки, говорит о том, что Air создали нечто большее, чем просто подзвучку к фильму. И теперь, через столько лет после выхода фильма и музыки, именно всплывающие мелодии в голове зовут пересмотреть эту картину. Это, конечно, мастхэв, must have, мастси, must see, как не назови, короче, то что каждый должен посмотреть.