Найти тему
Непарадная Москва

Гостиница Метрополь - музей под открытым небом (Театральный проезд, 2).

Я часто называю Москву музеем под открытым небом, а отель Метрополь — отличная иллюстрация моих слов. Такого количества произведений искусства как на фасадах, так и в интерьерах Метрополя, в Москве нет нигде. Это настоящий памятник искусства и архитектуры начала 20 века, причём с лёгким доступом. Идёте мимо - обязательно зайдите, поднимитесь по главной лестнице, рассмотрите исторический лифт и витражи, загляните в главный зал с куполом! Метрополь - это любовь! 

Прежде чем, рассказать историю строительства этой жемчужины Театральной площади, хочу напомнить вам о планировке самой площади. По плану Бове четыре однотипных здания должны были обрамлять площадь с Большим театром. К 1825 году выстроены три здания, а вот четвертое здание, гостиница Челышева, появилось на площади на месте сегодняшнего Метрополя лишь спустя десятилетия в 1850 году. Челышев следует плану Бове и действительно возводит фасад похожим на 3 три другие здание соседних здания. 

-2

Официально гостиница называлась Славянской, но москвичи стали ее называть «Челышами», по имени бань, находящихся в этом же здании. В 1886 году гостиницу переименовали в Метрополь. Знаменитое имя появилось намного раньше самого здания «Метрополь».

Вид на Метрополь и его купол со смотровой площадки ЦДМ
Вид на Метрополь и его купол со смотровой площадки ЦДМ

Идея построить «культурно-досуговый центр» Метрополь на месте «Челышей» пришла Савве Мамонтову в 1898 году. Он задумал очень масштабный проект, своеобразный город в городе, настоящий «Metropolis», включающий не только магазины и рестораны, но и театр, и выставочные залы, и зимний сад с библиотекой. Здание должно было стать очень красивым. Савва Иванович говорил, что «нужно приучать глаз народа к красоте».

-4

В январе 1899 года объявлен международный конкурс на фасады отеля. К этому времени проектирование новой гостиницы уже стал делать Лев Кекушев. Он разработал планировку здания и даже начал перестройку гостиницы Челышева. Проект фасадов Кекушева занял первое место в конкурсе. Проект Вильяма Валькота — четвертое, но именно по этому проекту в итоге были оформлены фасады гостиницы.

-5

В сентябре 1899 года Савву арестовывают по обвинению в растрате, после суда все его имущество, кроме Абрамцево, будет распродано за долги. В 1901 г. в еще недостроенном комплексе случился пожар. После пожара в проект «Метрополя» были внесены значительные правки, окончательно превратившие Метрополь из театра в гостиницу.

-6

Однако, влияние Мамонтова на процесс строительства, видимо, сохранялось даже после его разорения. Гостиницу Метрополь оформляли лучшие художники России, друзья Мамонтова, а майоликовые панно и фризы изготавливались на Бутырском заводе Саввы Ивановича. 

-7

Первый уровень Метрополя решен скромно. Главным украшением среднего уровня стали остекленные эркеры. Такое решение было впервые использовано в русской архитектуре. Раньше эркеры делались из того же материала, что и стены. 

Эркеры на фасаде
Эркеры на фасаде
Эркер изнутри
Эркер изнутри
Расстекловка эркера
Расстекловка эркера

Третий ярус Метрополя — уже больше изобразительное искусство, чем архитектура. Майоликовый фриз тянется по всему фасаду над карнизом. 

-11
Майоликовый фриз
Майоликовый фриз

Майоликовые фризы под барельефами делал Сергей Чехонин. Фриз - не простой, а с цитатой из Фридриха Ницше. Она звучит так «Опять старая истина — когда выстроишь себе дом, то замечаешь, что научился кое-чему». 

Сохранившаяся часть фразы Ницше на фризе
Сохранившаяся часть фразы Ницше на фризе

Правда прочитать эту фразу очень сложно, Чехонин использовал особый шрифт — только для посвященных. Сегодня сохранилась часть фразы, обращенная к Третьяковскому и Театральному проезду.

Буквы надписи вблизи
Буквы надписи вблизи

Над фризом тянется барельеф Николая Андреева «Времена года».

-15
-16
-17

Кульминацией оформления фасадов Метрополя стали майоликовые керамические панно, помещенные в аттиках. 

Панно Александра Головина
Панно Александра Головина

Главный шедевр Метрополя — «Принцесса Греза», авторства Михаила Врубеля и шесть панно Александра Головина. Они проложили майолике из Абрамцево широкий путь в московскую архитектуру.

Панно «Принцесса Греза»
Панно «Принцесса Греза»

С панно «Принцесса Грёза» связана любопытная история. Для Нижегородской выставки в 1896 году Врубелю были заказаны два панно. Одно из них — «Принцесса Греза». Панно не понравились Императорской Академии Художеств, да и публика отнеслась к ним неоднозначно, в итоге их убрали из павильона. Савва Мамонтов, который очень любил Врубеля, купил рядом с основным зданием выставки землю и построил там отдельный павильон только для двух панно художника. Это был скандал. В Москве же Савве удалось использовать панно Врубеля для украшения фасада Метрополя! Кроме того, на фасаде были размещены также шесть панно Александра Головина. Эти панно открыли майолике из Абрамцево широкую дорогу в московскую архитектуру, а Мамонтов обеспечил своей мастерской рекламу в самом центре Москвы.

Панно Александра Головина
Панно Александра Головина

Продолжение про интерьеры следует!

Вид с балкона Метрополя на Третьяковский проезд
Вид с балкона Метрополя на Третьяковский проезд