Найти в Дзене
Вадим Климов.

«Сибирь социалистическая раз второй».

«Биоробот». Дина Глагольева, Красноярск.
«Биоробот». Дина Глагольева, Красноярск.

Трудно во времена общего восхищения говорить о недостатках большого культурного проекта. А у меня репутация вредного критика, так что извинтите.

Выставка «Сибирь 13», это большая экспозиция. В Барнауле давно не было такой масштабной выставки или были? Несколько раз тот же Союз художников проводил биеннале молодых художников Сибири «Аз.Арт». И по качеству и по количеству работ это были не менее интересные выставки. Так что по грандиозности «Сибирь 13» не «самая-самая», это в какой-то мере «Аз.Арт», но во взрослой лиге.

Как выглядит эта выставка? Сейчас будет грубо, приготовитесь, пожалуйста. Эта выставка выглядит так же как «Сибирь Социалистическая» в 1980 году. То есть как журнал «Работница» за июль 1982 года по сравнению с «Vogue» за май 2023 г. Эта выставка производит впечатление провинциальной арт-ярмарки.

-2

Как сегодня делают современные выставки? Точно не так как получилась «Сибирь 13». Крупные современные выставки имеют совсем другое оформление, иной подход к информации к экспонированию. Как правило, для такого проекта приглашают серьезного куратора, авторитетного специалиста в мире искусства, хотя бы в размерах страны. Он с командой делает проект экспозиции, выбирает тему, подбирает авторов. Что мы видим на выставке «Сибирь»? Это региональные отсеки. Каждое отделение Союза художников в своем крае и области, сделали отбор и прислали работы. Тут Омск, там Томск, тут Горный, там местные, в итоге выставка достижений регионального искусства по версии местных отделений Союза художников. Такова идея проекта, но от этой идеи так веет красным знаменем, что становится зябко.

Мой первый и очень добрый пост про выставку вызвал странный отклик. Я только спросил, правильно ли я вижу, что графика висит в фойе, где много дневного света, то ест работы, оформленные под стекло висят напротив окон? А живопись выставлена в большом зале, где искусственное заполняющее освещение. При такой экспозиции графические произведения превращается в зеркало. Это не претензия к экспозиционной комиссии, я только спросил. Я знаю, что в Союзе художников все решает комиссия, у них демократический централизм и вместе они принимают удобные решения. Хотя, в конечном счете, за экспозицию должен отвечать председатель Алтайской организации Союза художников или нет?

Уважаемые читатели, я не был на выставке, но внимательно изучил ее по фотографиям, опубликованными организаторами и многочисленными посетителями. По фотографиям сложно оценить всю выставку, но кое-что бросается в глаза. Обратите внимание на этикетаж. Многие этикетки висят снизу работ, это очень неудобно, если работа расположена высоко, то на этикетку падает тень от рамы, а если это большое произведение, то этикетка так низко, что зрителю приходится нагибаться. Это говорит о том, что организаторы просто художники. Они могут быть хорошими художниками и даже активными членами своего союза, но делать экспозицию и быть членам правления Союза художников, это разные профессии.

-3

Организаторы выставки сделали очень большое дело. Они убедили администрацию края о необходимости выставки. За это им честь и хвала.

Короче, организаторы молодцы, они публикуют фотографий произведений искусства с выставки, делая подборки по регионам, я внимательно их смотрю. Есть интересные работы, есть так себе и много обыкновенного. Нужно понимать, что это почти 1500 произведений. Не стану приводить примеров, чтобы не обидеть авторов.

Большинство произведений на выставки «Сибирь 13», это наш дорогой массовый пейзаж, много невыразительных портретов, поп-этническая тема и традиционный натюрморт. Удивляет вчерашний авангард и заметный перекос от реализма к декоративному примитивизму. Конечно, «не все так однозначно», есть очень сильные работы, но много и усердно второстепенного.

-4

Думаю, что это общая проблема всего Союза художников, потому что это общественная организация, и она унаследовала советские принципы и не пережила их. К сожалению, массовая идеологическая организация усредняет авторов, это ее фундаментальная основа и на этом она держится. А художник - это творческая индивидуальность.

Я люблю походить по ежегодным отчетным «союзовским» выставкам. Долгие годы не пропускал выставки Алтайского союза, бывал на выставках в Новосибирске, обязательно хожу на выставки в Санкт-Петербурге, и почти везде встречается какой-то великий застой от «Новоалтайского художественного училища, до академии имени Репина». Мне это трудно понять. Может таковы зрительские запросы? Оставлю этот сложный вопрос для историков искусства. А вот организация экспозиции, это вопрос простой. Этикетки перевести, пожалуйте. А так эта выставка хорошее событие, позитивное, она должна вызвать массовый интерес к изобразительному искусству. После «Сибири 13» публика пойдет на выставки в барнаульские галереи и музеи, станет уважать и ценить местных художников. И пока мне не оторвали руки, я двумя руками за выставку даже в таком виде.

Я знаю, что в моей галерее «Республика изо» случается, что этикетку не прочитаешь, что графика отражает пол, что работы криво висят, но у нас такая концепция. Мы делаем около 30 выставок в год силами трех человек и совсем без государственного бюджета. Не тыкайте мне, пожалуйста, ошибками в моей галерее.

Спасибо организаторам за то, что сделали такую большую выставку. Администрации края за то, что выделили деньги. Повторите, пожалуйста, её через два - три года, хотя бы молодежную выставку «Аз.Арт» не забудьте. Помню, я предлагал бывшему губернатору несколько оригинальных идей, например - «Реальная Россия». Помните, Карлин хотел сделать «Барнаул - культурной столицей Сибири». Шансы у Барнаула все еще сохраняются.

Спасибо за внимание.

Есть еще одна заметка про эту выставку. "О чем говорит пейзаж".