Поначалу я портреты не сильно любила. Их, реально сложно делать. Построение головы, глазки, ротик, нос вписать правильно.
Все глаза сломаешь, пока напишешь)
Но потом я поняла, что мне нравится в написании портретов. Характер.
Тут можно вспомнить школу Чистякова, который методично преподавал живописный конструкт, умение построить перспективу. При этом оставлял свободу самовыражения своим ученикам. Давал проявляться индивидуальности.
Ведь построить перспективу может и Климт, и Пикассо, и Серов (примеры наугад). Но вы узнаете каждого из них. Потому что они разные.
Портрет
Наверное, эту мысль можно отнести к любому портрету, который я сделала. Да, похожесть важна. Но для меня каждый раз случается чудо переживания в портрете какой-то эмоции.
Это не то, чтобы я осознанно как-то стремилась показать страдание или радость или еще что-то. Нет. Рука сама создает образ. Это нечто высшее. То, чем я не управляю. Вспомните портреты Сутина, о которых я писала, или Илью Репина. Посмотрите на портреты Серова, как в них эмоции видны. Не нужно думать, что я ставлю себя на одну ступеньку с великими, куда мне. Я о другом. О том, что есть техника, есть Дар. Художник либо их соединяет, либо нет. Самое важное в портрете не техника, хотя, безусловно она важна, но не первична. Важнее Дар. То, что приходит свыше, соединяется с нашей рукой и водит ею по картинной плоскости.
Этюды
Это вообще отдельная глава. Быстрые рисунки я делаю нерегулярно, но достаточно часто на вылазках. Беру с собой альбом, гелевую ручку, карандаши. И если лень ходить - идут в ход зарисовки.
Недавно буквально встала перед сложнейшим выбором: свидание, но потерянный альбом с этюдами или альбом, но опоздание на электричку и на свидание.
Я любовалась на эти штуки, каждый раз забываю как их называют. Подскажите знающие. У нас в Санкт-Петербурге в ветреную погоду на финском заливе множество любителей прокатиться на лыже с парусом. Паруса цветные. И так они красиво фланируют как стайка неведомых птиц на фоне неба. Загляделась. Пляж в Курорте в процессе реконструкции и старые, едва ли не советские зонтики с сидушками демонтировали. А скамеечки заняты амуницией для парусов. Рюкзаки, гидрокостюмы, насосы для надувания, одежда. Как там в поговорке говорится, смешались в кучу кони, люди. Присела я, стало быть на лежащий на песке будущий зонтик с обрешёткой, а чтобы было удобней, положила альбом с рисунками под попу. Залюбовалась. Почти до станции дошла, вспомнила, что альбом забыла.
И вот тут меня накрыло. Это что такое получается, что альбом (творчество) мне важней?
Оказалось да. Я не смогла пережить утери альбома с обычными зарисовками.
К чему это я. Был же запрос на портрет.
Не секрет, что в основном художники продают картины среди круга своих знакомых. Чем шире круг, тем лучше.
Так вот когда я рисовала любимца для клиентов, собаку, тогда я впервые задумалась о доверии. И уверенности клиентов во мне, как исполнителе. Ведь одно дело приобрести готовое произведение. Человек видит уже результат. Другое, заказать работу.
Мне понятно, - согласитесь, очевидная вещь, - когда человек видит предыдущие работы условного Никаса Сафронова. Он понимает, что хочет именно так.
Я же не сильно дружу с портретами и меня каждый раз поражают и вызывают огромное чувство признательности и благодарности клиенты своей верой в меня и в мои возможности именно потому, что они опираются на пейзажи, на зарисовки, словом совсем не на очевидные вещи.
Спасибо вам!
#портрет #живопись #картина #художник