Найти в Дзене
Гремя Огнём

Сможет ли штурмовик на основе Як-130 заменить Су-25?

Оглавление
Су-25. Фото Сергея Аблогина/russianplanes.net
Су-25. Фото Сергея Аблогина/russianplanes.net

Более 40 лет назад в строй вступил легендарный штурмовик Су-25. Он зарекомендовал себя как исключительно надёжная машина, что не раз спасала жизнь своим лётчикам. Всего было выпущено 1320 машин Су-25. Не менее 180 штурмовиков имеется на вооружении ВКС России.

Так как новые Су-25 сейчас уже не строятся, идёт модернизация ранее построенных машин до уровня Су-25СМ3. Современный прицельно-навигационный комплекс со спутниковой навигацией, позволяет точно поражать наземные цели как управляемым оружием, так и обычными неуправляемыми ракетами и свободнопадающими бомбами.

Но это уже возрастные самолёты - самому молодому, несмотря на модернизацию, уже более 30 лет. Им необходима замена.

Последние Су-25 (модификаций Су-25Т и Су-39) были построены на авиазаводе в Улан-Удэ ещё в 90-х годах.

Если возобновлять выпуск Су-25, всю производственную линию придётся воссоздавать заново. А это миллиардные затраты и годы труда.

Да и стоит ли восстанавливать производство самолёта, которому уже более 40 лет?

Выбор преемника

Як-130. Фото Владислава Перминова/russianplanes.net
Як-130. Фото Владислава Перминова/russianplanes.net

Ясность внёс генеральный директор компании "Яковлев" Андрей Богинский.

"Сейчас мы разрабатываем модернизируемый самолет Як-130М для выполнения специальных задач и продвинутого обучения летчиков"

Как видно, новый штурмовик решено создавать на основе Як-130 - учебно-боевого самолёта, предназначенного для тренировки лётчиков. В том числе, применению вооружения.

Чем обусловлен такой выбор? Во многом, его лётными характеристиками. Як-130 это дозвуковой самолёт, хорошо приспособленный для полёта на малых скоростях, что важно не только для "летающей парты", но и для штурмовика.

Уместно вспомнить, что на основе штурмовика Су-25, наоборот были созданы учебно-тренировочные самолёты Су-25УТГ и Су-28.

Учебно-тренировочный самолёт Су-25УТГ, предназначенный для отработки посадки на палубу авианосца. Фото Юрия Пешика/russianplanes.net
Учебно-тренировочный самолёт Су-25УТГ, предназначенный для отработки посадки на палубу авианосца. Фото Юрия Пешика/russianplanes.net

Также важно, что Як-130 строится серийно и хорошо освоен в ВКС России.

И так как штурмовая модификация Як-130М будет иметь в своей основе учебно-боевой Як-130, это серьёзно упростит обучение для лётчиков-штурмовиков.

На 9 узлах подвески Як-130 может нести до 3 тонн различного вооружения. Это могут быть:

  • Свободнопадающие и корректируемые авиабомбы
  • блоки неуправляемых авиационных ракет Б-8М и Б-13
  • Подвесные контейнеры с 23-мм пушками
  • Ракеты Р-73 класса "воздух-воздух"
  • Ракеты Х-25 класса "воздух-поверхность"

Также, могут подвешиваться подвесные топливные баки и контейнеры со станциями РЭБ "Витебск".

Як-130 с различными вариантами вооружения
Як-130 с различными вариантами вооружения

А в случае оснащения Як-130 подвесным контейнером с современным прицельным комплексом типа СОЛТ-25, по эффективности применения вооружения, самолёт не будет уступать Су-25СМ3.

Таким образом, уже сейчас Як-130 вполне может применяться как лёгкий штурмовик или ударный самолёт.

Наработки по Як-131

Предполагаемый вид Як-131
Предполагаемый вид Як-131

Ранее уже были проекты сделать из Як-130 штурмовик. Предполагалось разработать одноместный легкий ударный самолёт. В некоторых источниках он именуется как Як-131.

В носовой части, аналогично Су-25, должен был разместиться оптико-электронный прицельный комплекс, что позволял бы применять вооружение с высокой точностью. Днём, ночью и в сложных метеоусловиях.

Также, данное решение можно увидеть на одном из экспортных вариантов Як-130. Обратите внимание на носовую часть:

Як-130 с оптической станцией СОЛТ-25. Фото Александра Листопада/russianplanes.net
Як-130 с оптической станцией СОЛТ-25. Фото Александра Листопада/russianplanes.net

Но минобороны России тогда не устроила слабая бронезащита Як-131. Вместо выпуска новых самолётов, было решено провести модернизацию парка штурмовиков Су-25.

Атака с кабрирования

-7

В современных условиях, когда появились прицельно-навигационные комплексы, что позволяют поражать цели с высокой точностью, всё чаще стала применяться тактика ракетного удара с кабрирования.

Лётчик наводит вооружение по спутниковым координатам, часто даже не наблюдая противника визуально.

Это позволяет точно поразить цель неуправляемыми ракетами, не входя в зону действия зенитного огня и ПЗРК (переносных зенино-ракетных комплексов). Наши лётчики уверенно поражают цели с расстояния нескольких километров.

А появление в арсенале нашей авиации планирующих бомб, позволило наносить мощные бомбовые удары по позициям противника, также не подставляясь под огонь. Бомба УПАБ-500 может иметь максимальную дальность планирования до 40 км (при условии сброса с высоты 14 км).

Планирующая бомба УПАБ-500 с коррекцией по спутниковому сигналу. Фото Михаила Жердева
Планирующая бомба УПАБ-500 с коррекцией по спутниковому сигналу. Фото Михаила Жердева

Таким образом, применение современных прицельных систем и дальнобойных боеприпасов, теперь позволяет авиации поражать цели с безопасного расстояния.

Пулемёты и зенитные автоматические пушки, для защиты от которых и были бронированы кабина и двигатели тяжёлых штурмовиков Су-25 и А-10, просто не достанут до цели.

Оба этих самолёта, Су-25 и А-10, более не строятся заново. Только проходят модернизацию. Россия в качестве штурмовика предлагает на экспорт Як-130, Соединённые Штаты - F-16 в модификации истребителя-бомбардировщика.

Современная концепция ударного самолёта уже не предполагает тяжёлого бронирования. Отказ от мощной бронезащиты позволяет увеличить бомбовую нагрузку или боевой радиус.

РЛС для ЯК-130М

РЛС "Барс-130". Фото Михаила Жердева
РЛС "Барс-130". Фото Михаила Жердева

Возвращаясь к теме будущего модернизированного Як-130М, стоит сказать, что модернизированная машина будет оборудована новой РЛС, что сейчас разрабатывается специально для него. Серийные Як-130 не имеют РЛС.

РЛС "Барс-130" оснащена пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) и может наводить вооружение одновременно на 4 цели. Максимальная дальность обнаружения целей типа "истребитель" - 85 км.

Из ракет класса "воздух-воздух", кроме Р-73 для ближнего боя, Як-130М также получит на вооружение современную ракету средней дальности Р-77, что позволит более эффективно бороться с вертолётами и самолётами врага.

Также, наличие на борту РЛС позволит обнаруживать наземные и надводные цели на большом расстоянии, и поражать их планирующими бомбами или дальними ракетами Х-31 или Х-35 класса "воздух-поверхность".

Подводя итог

Як-130 в небе. Фото Павла Журавкова/airliners.net
Як-130 в небе. Фото Павла Журавкова/airliners.net

Создание штурмовика на основе Як-130 напрашивалось давно. Эта машина строится серийно и хорошо освоена лётчиками.

Новая модификация получит РЛС и ракеты класса "воздух-воздух" средней дальности Р-77. Вдобавок к неуправляемым ракетам, самолёт сможет применять планирующие бомбы и дальнобойные ракеты класса "воздух-поверхность" Х-31 и Х-35. Сохранится и возможность использования подвесной оптической прицельной станции.

Более мощные двигатели СМ-100, вместо АИ-222-25, позволят повысить лётные характеристики машины.

Также, самолёт будет иметь очень высокий экспортный потенциал - отчасти Як-130М сможет заменить Су-34, что заинтересует небогатые страны.

Отвечая на вопрос в названии статьи, сможет ли Як-130М заменить Су-25, стоит сказать, что новая машина не будет повторять легендарный штурмовик. Як-130М будет лёгким ударным самолётом, чьей задачей будет нанесение высокоточных ударов по врагу с дистанций, недоступных для зенитного огня и ПЗРК.

-11

Другие статьи на канале:

Дорогие читатели! Если вам понравилась статья, мне будет очень приятно, если вы поставите лайк и подпишетесь на канал. Буду рад, если оставите комментарий. Скоро выйдут новые статьи!

Рекомендую подписаться и на канал "Броня Урала" с обзорами вооружения и бронетехники:

Броня Урала