Найти в Дзене
Гремя Огнём

Возвращение легенды. Су-25СМ3

Оглавление
Су-25СМ3. Фото Александра Лебедева
Су-25СМ3. Фото Александра Лебедева

Штурмовик Су-25 совершил свой первый полёт в 1975 году, а в строю наших ВВС они находятся с 1981 года, успев повоевать в Афганистане, Чечне, Южной Осетии, Сирии. Су-25, находящиеся на вооружении ВВС других стран, участвовали более чем в десятке различных конфликтов по всему миру.

Штурмовик предназначался для огневой поддержки войск на поле боя. Может применять фугасные, зажигательные, кассетные, бетонобойные и объёмно-детонирующие бомбы, массой в 100, 250 или 500 кг. Поражать цели управляемыми ракетами класса "воздух-поверхность" Х-25 и Х-29. Под крылья, также могут подвешиваться блоки неуправляемых ракет и контейнеры с пушечными установками. Штатно установленная под фюзеляжем, спаренная 30-мм пушка ГШ-30 может поражать живую силу, лёгкую бронетехнику и вертолёты противника. Для поражения вертолётов, также могут применяться ракеты Р-60.

-2

Машина имеет отличную живучесть и бронезащиту. Кабина может выдерживать попадания пуль крупнокалиберных пулемётов. Двигатели и другие важные части самолёта также были защищены бронёй. Надёжный планер позволял выдерживать, порой, более сотни пулевых пробитий.

Повреждённая машина смогла добраться до аэродрома
Повреждённая машина смогла добраться до аэродрома

Строились Су-25 на авиазаводах в Тбилиси и Улан Удэ. Всего было выпущено 1320 машин всех модификаций.

Но Су-25 не являлся всепогодным самолётом

Он не мог уверенно действовать ночью. Не мог поражать подвижные высокозащищённые цели, такие как танки. Это стало причиной разработки новой модификации, получившей название Су-25Т. Главная её особенность - наличие оптико-электронной прицельной станции (ОЭПС) "Шквал". Обладая 23-х кратным увеличением на позволяла обнаружить цели типа "танк" на расстоянии 10 км и применять вооружение. Для действий ночью, самолёт был оборудован прицельной телевизионной системой "Меркурий" с 5-кратным увеличением в подвесном контейнере, что позволяла обнаруживать и поражать цели в условиях низкой освещённости.

Так как для размещения довольно габаритной станции "Шквал", планер обычного Су-25 не подходил, так как в носовой части было недостаточно места, в качестве основы для Су-25Т была взята двухместная модификация Су-25УБ. Это позволило разместить новое оборудование, а в оставшееся свободное место, отдать под увеличение топливного бака.

Су-25УБ ВВС Болгарии
Су-25УБ ВВС Болгарии
Су-25Т
Су-25Т

Су-25Т получил возможность применять корректируемые авиабомбы, с лазерным наведением, противотанковые ракеты "Вихрь", как на вертолёте Ка-50. Самолёт мог брать до таких 16 ракет. Также, для более эффективного применения ночью и в сложных метеоусловиях, была разработана тепловизионная система "Ход", что также могла подвешиваться под фюзеляж, как и комплекс "Меркурий". Для поражения РЛС противника могли применяться ракеты Х-58, наводимые при помощи станции наведения "Вьюга" в подвесном контейнере. Для поражения кораблей противника могли применяться ракеты Х-58А.

Самолёт был оборудован комплексом защиты от ракет "Иртыш". У основания киля установлена станция оптико-электронных помех "Сухогруз". Цезиевая лампа мощностью 6000 Вт создает помехи тепловым ракетам, уводя их в сторону. также предусмотрен программный отстрел ложных тепловых целей. В устройстве выброса УВ-26 -192 помеховых патрона. Для постановки помех в радиодиапазоне, использовались станции РЭБ "Гардения", что подвешивались под крыло на внешние подвески. Станция СПО Л-150 "Пастель" предупреждала лётчика об облучении РЛС противника.

Су-25Т на выставке в 1992 году в Жуковском. В носовой части фюзеляжа установлена прицельная система "Шквал". Под фюзеляжем подвешен тепловизионный прицельный комплекс "Ход". Фото Альберта Набиулина
Су-25Т на выставке в 1992 году в Жуковском. В носовой части фюзеляжа установлена прицельная система "Шквал". Под фюзеляжем подвешен тепловизионный прицельный комплекс "Ход". Фото Альберта Набиулина
ИК-излучатель комплекса "Сухогруз"
ИК-излучатель комплекса "Сухогруз"

Впоследствии появилась модификация Су-25ТМ, в экспортном варианте известная как Су-39. Она имеет модернизированную оптическую прицельную систему "Шквал-М" с лучшими характеристиками. А также возможность использовать не только телевизионные и тепловизионные подвесные станции, но и РЛС "Копьё-25", что также может подвешиваться под фюзеляж. Это позволило применять ракеты Х-31, предназначенные для поражения вражеских РЛС, и противокорабельные Х-31А и Х-35. А также поражать воздушные цели ракетами Р-27 или Р-77.

Су-39 с различными вариантами вооружения. На внешних подвесках станции РЭБ "Гардения"
Су-39 с различными вариантами вооружения. На внешних подвесках станции РЭБ "Гардения"
Подвесная РЛС "Копьё-25"
Подвесная РЛС "Копьё-25"

К сожалению, всего было выпущено 20 машин Су-25Т и Су-25ТМ. 12 Су-25Т было выпущено до распада СССР, 8 из которых достались России. Ещё 8 машин было выпущено на авиазаводе в Улан-Удэ из советского задела. Это 4 Су-25ТМ и 4 Су-25Т.

4 штурмовика Су-25Т успешно применялись во время контртеррористической операции в Чечне в 1999 году, совершив 20 боевых вылетов и показав выдающиеся результаты. Использовались как корректируемые бомбы, так и управляемые ракеты. Точность бомбометания бомб с лазерным наведением составляла всего 0,5 метра! Бомбы с телевизионным наведением имели отклонение в 1 метр. Прицельный комплекс позволял уверенно действовать ночью.

2 Су-25Т купила Эфиопия, что также успешно применялись в войне с Эритреей.

На данный момент, Су-25Т и Су-25ТМ не используются в ВКС России.

Но что сейчас приходит на смену устаревшим Су-25?

Операция по принуждению Грузии к миру 2008 года, показала, что нашей армии необходимо обновление парка авиации. Это было ясно и в 90-е годы, когда поражать цели ночью и в сложных метеоусловиях могли разве что Су-25Т. Они могли применять новейшие корректируемые боеприпасы.

Но Су-25Т и Су-39 появились уже давно. Необходимо было создать что-то новое. И такая машина была создана.

Всё началось с модернизации строевых Су-25 до стандарта Су-25СМ. Появилась возможность бомбометания ночью и в условиях низкой облачности. Самолёты получили новые спутниковые навигационные системы, что позволяли выполнять бомбометание с высокой точностью, за счет установки нового прицельно-навигационного комплекса ПрНК-25СМ "Барс". В его состав входят системы обработки и отображения информации, кабина штурмовика оснащена многофункциональным цветным дисплеем, на который выводится цифровая карта местности и маршрут полета.

Кабина Су-25СМ. Виден ИЛС - индикатор на лобовом стекле
Кабина Су-25СМ. Виден ИЛС - индикатор на лобовом стекле

В комплексе оборудования появилась станция СПО Л-150 "Пастель", предупреждающая об облучении РЛС. Также, штурмовик может отстреливать тепловые ловушки. Вместо ракет Р-60, самолёт получил ракеты Р-73 класса "воздух-воздух".

Первые 2 таких самолёта были переданы в войска в 2007 году.

Су-25СМ
Су-25СМ

Но оставался один из важнейших недостатков Су-25. Для прицеливания по прежнему использовалась прицельная станция "Клён-ПС".

Новая модификация Су-25СМ3 получила новую прицельную систему "СОЛТ-25" вместо "Клён-ПС", и комплекс РЭБ "Витебск-25". "СОЛТ-25" обладает телевизионным и тепловизионным каналами с 16-кратным увеличением, позволяет обнаруживать живую силу и технику противника на расстояниях до 8 км. Поражать её обычными и корректируемыми бомбами с точностью до 0,5 метра.

СОЛТ-25. Фото Александра Карпенко
СОЛТ-25. Фото Александра Карпенко

Благодаря этому, Су-25СМ3 уверенно может применять вооружение ночью и в условиях плохой видимости. По сравнению с Су-25Т и Су-25ТМ, машина получила более современную электронику и тепловизионные приборы, способные выдать более чёткое изображение. Пропала возможность применения противотанковых ракет, которые было решено размещать на вертолётах.

Ка-52 с ракетами "Вихрь"
Ка-52 с ракетами "Вихрь"

А противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, что мог применять Су-25ТМ благодаря подвесной РЛС, было решено размещать на Су-34.

Су-34 с ракетами Х-31 (на мотогондолах) и Х-35У (по центру)
Су-34 с ракетами Х-31 (на мотогондолах) и Х-35У (по центру)

Тем не менее, Су-25СМ3 стал всепогодным боевым самолётом, способным применять вооружение ночью и в условиях плохой видимости, и поражать цели корректируемыми и обычными авиабомбами с высокой точностью.

Су-25СМ3. На внешних подвесках контейнеры комплекса РЭБ "Витебск-25"
Су-25СМ3. На внешних подвесках контейнеры комплекса РЭБ "Витебск-25"

Эти самолёты успешно применялись и применяются в Сирии, подтвердив свои высокие характеристики. Сейчас в составе ВКС России 194 самолёта Су-25. 15 из них это двухместные учебно-боевые машины. На 2020 год, во варианты Су-25СМ и Су-25СМ3 было модернизировано 139 штурмовиков. Ещё 40 ожидали модернизации. Планируется модернизировать весь парк штурмовиков Су-25 ВКС России до стандарта Су-25СМ3, включая ранние Су-25СМ. Это позволит продлить сроки их эксплуатации ещё на 15-20 лет, после чего им на замену придут ударные самолёты нового поколения.

-16

Дорогие читатели! Если вам понравилась статья, мне будет очень приятно, если вы поставите лайк и подпишетесь на канал. Буду рад, если оставите комментарий. Скоро выйдут новые статьи!