Штурмовик Су-25 совершил свой первый полёт в 1975 году, а в строю наших ВВС они находятся с 1981 года, успев повоевать в Афганистане, Чечне, Южной Осетии, Сирии. Су-25, находящиеся на вооружении ВВС других стран, участвовали более чем в десятке различных конфликтов по всему миру.
Штурмовик предназначался для огневой поддержки войск на поле боя. Может применять фугасные, зажигательные, кассетные, бетонобойные и объёмно-детонирующие бомбы, массой в 100, 250 или 500 кг. Поражать цели управляемыми ракетами класса "воздух-поверхность" Х-25 и Х-29. Под крылья, также могут подвешиваться блоки неуправляемых ракет и контейнеры с пушечными установками. Штатно установленная под фюзеляжем, спаренная 30-мм пушка ГШ-30 может поражать живую силу, лёгкую бронетехнику и вертолёты противника. Для поражения вертолётов, также могут применяться ракеты Р-60.
Машина имеет отличную живучесть и бронезащиту. Кабина может выдерживать попадания пуль крупнокалиберных пулемётов. Двигатели и другие важные части самолёта также были защищены бронёй. Надёжный планер позволял выдерживать, порой, более сотни пулевых пробитий.
Строились Су-25 на авиазаводах в Тбилиси и Улан Удэ. Всего было выпущено 1320 машин всех модификаций.
Но Су-25 не являлся всепогодным самолётом
Он не мог уверенно действовать ночью. Не мог поражать подвижные высокозащищённые цели, такие как танки. Это стало причиной разработки новой модификации, получившей название Су-25Т. Главная её особенность - наличие оптико-электронной прицельной станции (ОЭПС) "Шквал". Обладая 23-х кратным увеличением на позволяла обнаружить цели типа "танк" на расстоянии 10 км и применять вооружение. Для действий ночью, самолёт был оборудован прицельной телевизионной системой "Меркурий" с 5-кратным увеличением в подвесном контейнере, что позволяла обнаруживать и поражать цели в условиях низкой освещённости.
Так как для размещения довольно габаритной станции "Шквал", планер обычного Су-25 не подходил, так как в носовой части было недостаточно места, в качестве основы для Су-25Т была взята двухместная модификация Су-25УБ. Это позволило разместить новое оборудование, а в оставшееся свободное место, отдать под увеличение топливного бака.
Су-25Т получил возможность применять корректируемые авиабомбы, с лазерным наведением, противотанковые ракеты "Вихрь", как на вертолёте Ка-50. Самолёт мог брать до таких 16 ракет. Также, для более эффективного применения ночью и в сложных метеоусловиях, была разработана тепловизионная система "Ход", что также могла подвешиваться под фюзеляж, как и комплекс "Меркурий". Для поражения РЛС противника могли применяться ракеты Х-58, наводимые при помощи станции наведения "Вьюга" в подвесном контейнере. Для поражения кораблей противника могли применяться ракеты Х-58А.
Самолёт был оборудован комплексом защиты от ракет "Иртыш". У основания киля установлена станция оптико-электронных помех "Сухогруз". Цезиевая лампа мощностью 6000 Вт создает помехи тепловым ракетам, уводя их в сторону. также предусмотрен программный отстрел ложных тепловых целей. В устройстве выброса УВ-26 -192 помеховых патрона. Для постановки помех в радиодиапазоне, использовались станции РЭБ "Гардения", что подвешивались под крыло на внешние подвески. Станция СПО Л-150 "Пастель" предупреждала лётчика об облучении РЛС противника.
Впоследствии появилась модификация Су-25ТМ, в экспортном варианте известная как Су-39. Она имеет модернизированную оптическую прицельную систему "Шквал-М" с лучшими характеристиками. А также возможность использовать не только телевизионные и тепловизионные подвесные станции, но и РЛС "Копьё-25", что также может подвешиваться под фюзеляж. Это позволило применять ракеты Х-31, предназначенные для поражения вражеских РЛС, и противокорабельные Х-31А и Х-35. А также поражать воздушные цели ракетами Р-27 или Р-77.
К сожалению, всего было выпущено 20 машин Су-25Т и Су-25ТМ. 12 Су-25Т было выпущено до распада СССР, 8 из которых достались России. Ещё 8 машин было выпущено на авиазаводе в Улан-Удэ из советского задела. Это 4 Су-25ТМ и 4 Су-25Т.
4 штурмовика Су-25Т успешно применялись во время контртеррористической операции в Чечне в 1999 году, совершив 20 боевых вылетов и показав выдающиеся результаты. Использовались как корректируемые бомбы, так и управляемые ракеты. Точность бомбометания бомб с лазерным наведением составляла всего 0,5 метра! Бомбы с телевизионным наведением имели отклонение в 1 метр. Прицельный комплекс позволял уверенно действовать ночью.
2 Су-25Т купила Эфиопия, что также успешно применялись в войне с Эритреей.
На данный момент, Су-25Т и Су-25ТМ не используются в ВКС России.
Но что сейчас приходит на смену устаревшим Су-25?
Операция по принуждению Грузии к миру 2008 года, показала, что нашей армии необходимо обновление парка авиации. Это было ясно и в 90-е годы, когда поражать цели ночью и в сложных метеоусловиях могли разве что Су-25Т. Они могли применять новейшие корректируемые боеприпасы.
Но Су-25Т и Су-39 появились уже давно. Необходимо было создать что-то новое. И такая машина была создана.
Всё началось с модернизации строевых Су-25 до стандарта Су-25СМ. Появилась возможность бомбометания ночью и в условиях низкой облачности. Самолёты получили новые спутниковые навигационные системы, что позволяли выполнять бомбометание с высокой точностью, за счет установки нового прицельно-навигационного комплекса ПрНК-25СМ "Барс". В его состав входят системы обработки и отображения информации, кабина штурмовика оснащена многофункциональным цветным дисплеем, на который выводится цифровая карта местности и маршрут полета.
В комплексе оборудования появилась станция СПО Л-150 "Пастель", предупреждающая об облучении РЛС. Также, штурмовик может отстреливать тепловые ловушки. Вместо ракет Р-60, самолёт получил ракеты Р-73 класса "воздух-воздух".
Первые 2 таких самолёта были переданы в войска в 2007 году.
Но оставался один из важнейших недостатков Су-25. Для прицеливания по прежнему использовалась прицельная станция "Клён-ПС".
Новая модификация Су-25СМ3 получила новую прицельную систему "СОЛТ-25" вместо "Клён-ПС", и комплекс РЭБ "Витебск-25". "СОЛТ-25" обладает телевизионным и тепловизионным каналами с 16-кратным увеличением, позволяет обнаруживать живую силу и технику противника на расстояниях до 8 км. Поражать её обычными и корректируемыми бомбами с точностью до 0,5 метра.
Благодаря этому, Су-25СМ3 уверенно может применять вооружение ночью и в условиях плохой видимости. По сравнению с Су-25Т и Су-25ТМ, машина получила более современную электронику и тепловизионные приборы, способные выдать более чёткое изображение. Пропала возможность применения противотанковых ракет, которые было решено размещать на вертолётах.
А противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, что мог применять Су-25ТМ благодаря подвесной РЛС, было решено размещать на Су-34.
Тем не менее, Су-25СМ3 стал всепогодным боевым самолётом, способным применять вооружение ночью и в условиях плохой видимости, и поражать цели корректируемыми и обычными авиабомбами с высокой точностью.
Эти самолёты успешно применялись и применяются в Сирии, подтвердив свои высокие характеристики. Сейчас в составе ВКС России 194 самолёта Су-25. 15 из них это двухместные учебно-боевые машины. На 2020 год, во варианты Су-25СМ и Су-25СМ3 было модернизировано 139 штурмовиков. Ещё 40 ожидали модернизации. Планируется модернизировать весь парк штурмовиков Су-25 ВКС России до стандарта Су-25СМ3, включая ранние Су-25СМ. Это позволит продлить сроки их эксплуатации ещё на 15-20 лет, после чего им на замену придут ударные самолёты нового поколения.
Дорогие читатели! Если вам понравилась статья, мне будет очень приятно, если вы поставите лайк и подпишетесь на канал. Буду рад, если оставите комментарий. Скоро выйдут новые статьи!