Зачем же я сейчас ем, если хочу похудеть? - этот вопрос можно назвать самым частым по звучанию в голове и самым частым вопросом, остающимся без ответа.
Точнее, какой-то ответ найти нужно.
И это самый важный момент в дальнейшем
- либо изменении фигуры, приближении к тому, что хочется и радует,
- либо отдалении от своей цели, уходу в ощущение, что ничего не изменить и все бесполезно.
Потому что ответ на этот вопрос может быть
- либо попадающим в реальные причины переедания, помогающим что-то лучше понять и (из-за лучшего понимания причин) изменить ситуацию в желаемую сторону,
- либо ложным, искажающим реальность, фактически получается ответ-самообман, который указывает на какие-то малозначимые факты, тем самым отдаляет от реальных причин и реальных результатов.
Этим процессам уделял много внимания Леон Фестингер, чей текст мне кажется настолько точным и ясным, что я просто приведу его в статье как цитату.
Прежде чем обратиться к тексту Леона Фестингера, отмечу, что вчера я описывала именно эти законы работы нашей психики.
Наши управляющие убеждения должны быть согласованы и "сложены" в единую систему. Систему без противоречий, без "шероховатостей". Когда это не получается, мы испытываем дискомфорт, который и был назван когнитивным диссонансом.
Итак, цитаты по работе Фестингера Л., "Теория когнитивного диссонанса":
"Давно замечено, что любой человек стремится к сохранению достигнутой им внутренней гармонии. Его взгляды и установки имеют свойство объединяться в систему, характеризующуюся согласованностью входящих в нее элементов. <...>
Например, человек, убежденный в том, что университетское образование - это образец наиболее качественного образования, будет всячески побуждать своих детей поступать в университет. <...>
Все это настолько очевидно, что мы принимаем примеры такого поведения как должное.
Наше внимание, прежде всего, привлекают различного рода исключения из последовательного в целом поведения. Человек может сознавать вред курения для своего здоровья, но продолжать курить; <...>
Принимая стремление человека к внутренней согласованности как данность, что же можно сказать о подобного рода исключениях?
Очень редко случаи несогласованности признаются самим субъектом как противоречия в его системе знаний.
Гораздо чаще человек предпринимает более или менее успешные попытки каким-либо образом рационализировать подобное противоречие.
Так, человек, который продолжает курить, зная, что это вредно для его здоровья, может рационализировать свое поведение несколькими способами.
Он может считать, что удовольствие, которое получает от курения, слишком велико, чтобы его лишиться,
или что изменения здоровья курильщика не столь фатальны, как утверждают врачи, ибо он все еще жив и здоров.
И, наконец, если он бросит курить, то может прибавить в весе, а это тоже плохо для здоровья.
Таким образом, привычку к курению он вполне УСПЕШНО СОГЛАСУЕТ со своими убеждениями.
Однако люди не всегда столь успешны в попытках рационализации своего поведения; по той или иной причине попытки обеспечить согласованность могут быть неудачными. Здесь-то и возникает противоречие в системе знаний, что неизбежно ведет к появлению психологического дискомфорта. <...>
Я предполагаю, что диссонанс, то есть существование противоречивых отношений между отдельными элементами в системе знаний, сам по себе является мотивирующим фактором. Когнитивный диссонанс может пониматься как условие, приводящее к действиям, направленным на его уменьшение. <...>
В случае возникновения диссонанса, помимо стремления к его уменьшению, человек будет активно избегать ситуаций и информации, которые могут вести к его возрастанию. <...>
Рассмотрим различные возможные способы, с помощью которых диссонанс может быть уменьшен. А в качестве примера используем случай с заядлым курильщиком, который однажды столкнулся с информацией о вреде курения.
Возможно, он прочитал об этом в газете или журнале, услышал от друзей или от врача.
Это новое знание будет, конечно, противоречить тому факту, что он продолжает курить.
Если гипотеза о стремлении уменьшить диссонанс верна, то каким в этом случае будет поведение нашего воображаемого курильщика?
Во-первых, он может изменить свое поведение, то есть бросить курить, и тогда его представление о своем новом поведении будет согласовано со знанием того, что курение вредно для здоровья.
Во-вторых, он может попытаться изменить свое знание относительно эффектов курения, что звучит достаточно странно, но зато хорошо отражает суть происходящего.
Он может просто перестать признавать то, что курение наносит ему вред, или же он может попытаться найти информацию, свидетельствующую о некоей пользе курения, тем самым уменьшая значимость информации о его негативных последствиях.
Если этот человек сумеет изменить свою систему знаний каким-либо из этих способов, он может уменьшить или даже полностью устранить диссонанс между тем, что он делает, и тем, что он знает.
Достаточно очевидно, что курильщик из приведенного выше примера может столкнуться с трудностями в попытке изменить свое поведение либо свое знание.
И именно это является причиной того, что диссонанс, однажды возникнув, может достаточно долго сохраняться.
Нет никаких гарантий того, что человек будет в состоянии уменьшить или устранить возникший диссонанс.
Гипотетический курильщик может обнаружить, что процесс отказа от курения слишком болезнен для него, чтобы он мог это выдержать.
Он может попытаться найти конкретные факты или мнения других людей о том, что курение не приносит такого уж большого вреда, однако эти поиски могут закончиться и неудачей.
Тем самым, этот человек окажется в таком положении, когда он будет продолжать курить, вместе с тем хорошо сознавая, что курение вредно.
Если же подобная ситуация вызывает у человека дискомфорт, то его усилия, направленные на уменьшение существующего диссонанса, не прекратятся."
Конец цитирования.
Что тут добавить?
Только то, что выбирать вам.
1. Да, можно снять психологический дискомфорт от текущей ситуации через многие и многие "причины" и непреодолимые обстоятельства.
И какой будет результат?
Очень логичный результат в стабилизации и неизменности того, что имеем на данный момент.
2. А можно начать искать реальные причины переедания, что сложно, неприятно и часто безуспешно.
Ведь настоящие причины могут находиться перед глазами, а могут быть скрыты. И тогда для настоящего контакта с собой, настоящего понимания себя потребуется большой труд по "разбору завалов" из обрывков чувств и воспоминаний. Что, опять же повторюсь, далеко не всегда хочется делать.
Первый вариант гораздо проще!
Его проблема лишь в том, что лишний вес останется там, где и был. Но психика же уже придумала, как избежать дискомфорта, поэтому можно считать, что и эта проблема решена.
Свой путь выбираете вы.
Автор: Кочеткова Наталья, научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология), нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.