Стэн Минтон - настоящий «self made man», само воплощение американской мечты. У него есть всё - высокодоходная работа, Porsche последней модели и красавица-жена. Все эти богатства в одночасье утрачивают своё значение, когда Стэн получает тюремный срок за мошенничество. Немощный яппи в панике из-за нехорошей народной молвы о тюремном быте, и покуда у него не настал час отправки за решётку - он прилагает все силы, чтобы подготовиться к неизбежному.
Джош Либб писал сценарий, представляя в главной роли Джо Пеши - как ни дико это звучит. Пеши бегло ознакомился с текстом и немедленно отклонил предложение. Тогда стали рассматриваться более приемлемые кандидаты помоложе - на роль Стэна зазывали Пэттона Освальта и Бена Стиллера. Оба отказались. Сценарий приглянулся американскому комику Робу Шнайдеру, который проявил инициативу и согласился поставить фильм и спродюсировать, исполнив при этом главную роль - и всё за минимальный гонорар.
Ушлый втюхиватель недвижимости доигрался, и теперь бессилен что-то противопоставить перспективе стать «опущенным». После тщетных попыток научиться давать отпор в местной школе каратэ, ему явился из дымки подворотни Мастер – пришедший из Ада, проживший не меньше, чем Пэй Мэй из «Убить Билла», и владеющий самым сильным кунг-фу на планете. А ещё никогда не появляющийся в кадре без сигареты в зубах. Пройдя традиционный для жанра «фитнес монтаж», Стэн отправляется в тюрьму наводить свои собственные порядки.
По какой-то причине режиссёрский дебют Шнайдера в Америке не вышел в широкий прокат и отправился сразу на видеоносители и ныне вообще малоизвестен. Зато в России это кино смотрели охотно и на премьере, и часто показывают по телевизору, отчего фильм имеет весьма солидный рейтинг популярности на том же Кинопоиске. В чём же причина такой народной любви?
Наверное, объяснить это просто. «Большой Стэн» не представляется на первый взгляд ни чем большим, чем обычная тупая скабрезная американская комедия. Но если вдуматься, где ещё, как ни в России, этот фильм должны любить? В стране, которая прошла лихие 90-ые, и где в поисковиках и видеохостингах имеет огромную популярность запрос «Как заходить в хату?».
Пересматривая «Большой Стэн» уже неизвестно в который раз, в нём не замечаешь режущей глаз пошлятины в духе поздних серий «Американского пирога», даже наоборот. Основной посыл и развязка более чем гуманистические, а сценарий умудряется совмещать шутки вокруг центральной темы «страха изнасилования» с мета-шутками.
Здесь в огромный плюс фильму идёт вся линия с Мастером. Последняя действительно великая роль Дэвида Кэрредина, за образом которого тянется шлейф всех его бойцовских ролей – начиная с сериала «Кунг фу» и заканчивая «Убить Билла». Сценарист Джош Либ одновременно возводит мифическую фигуру всемогущего наставника, и в то же время тонко иронизирует над характерными клише жанра фильмов о единоборствах. В остальном фильм не сказать чтобы оригинальный – путь Стэна в тюрьме мало чем отличается от «Костолома» и прочих инкарнаций «Самого длинного ярда».
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.