Название статьи, конечно, кликбейтное. Оно, как и сама статья, пишутся на чуть остывших эмоциях после прочтения четверти сборника "Таящийся у порога" от Иностранки, где автором на обложке указан Г. Ф. Лавкрафт, под обложкой вместе с ним указан Август Дерлет, а в описании честно указано, что все содержащиеся рассказы написаны Августом на основе черновиков Лавкрафта. Теперь я очень жалею, что не прочел описания перед покупкой, доверившись одной обложке - жалею о потраченных деньгах и времени на эту ересь, это преступление против творчества и идей Говарда. Такая вторичная мелочь, эти фанфики не способны "убить" произведения Лавкрафта, но, если бы я продолжил чтение сборника, не зная о его истинном авторстве, то вряд ли бы захотел дальше читать все рассказы Лавкрафта.
Все дело в том, что Август (не буду говорить за прочих авторов "Мифов Ктулху", или как называется это движение) совершенно не понимает, каких Богов придумал Лавкрафт и почему так хочется побольше узнать о Них. Я пока что не знаком со всеми его произведениями, но знаний для приведения примеров, думаю, хватит. Возьмем самых часто упоминаемых и будоражущих воображение Богов: Азатота и Йог-Сотота (Ктулху, конечно, куда известнее этих двоих, но не идет ни в какое сравнение с ними). Поставив целью ознакомиться со всеми произведения Лавкрафта, последним в списке оказался "Сомнамбулический поиск неведомого Кадата"-а потому мной он еще не прочтен, но о самом Боге я наслышан.
Итак, Азатот: 1) безумен, 2) находится в центре Вселенной, 3) не ручаюсь за достоверность данной информации, но слышал, что в целом вся Вселенная-это его сон. Отсюда мы делаем вполне простой, но вдохновляющий, приводящий в восторг лично меня вывод: т.к. Азатот находится в центре всего мироздания, то есть в том месте, откуда мир берет свое начало, то само это начало неразрывно связано с Азатотом, то есть, весь мир "заражен" безумием, даже точнее, зараза- это что-то внешнее, наносное, но миру присуще безумие, весь мир и есть безумие, отсутствие логики, достоверности, осмысленности; абсолютный абсурд всего бытия, вывод, наверно, свойственный эпохе Лавкрафта и роднящий его с экзистенциалистами. Неосмысленность, неразумность, абсурд-это фундамент, это основа, база, краеугольный камень всей Вселенной.
Йог-Сотот имеет разум (он общается с главным героем дилогии Серебряного ключа), именует себя Все-в-одном и одно-во-всем, является властителем времени и пространства, пронизывая их. Лавкрафт, человек невероятной эрудиции, естественно был знаком и с богословием, а потому, может, понимал, что для описания трансцендентного гораздо лучше подойдет путь отрицаний, утверждение того, чем предмет не является, то есть апофатизм. Этот апофатизм богословия Лавкрафта проявляется в постоянном упоминании ужаса и неописуемости встреченного, непередаваемости, невыразимости сущностей Богов; их величие превосходит разум, они, являясь сутью мира (центр и наполнение) передают видение Лавкрафтом мира-человек, сколько бы не узнавал и не открывал, никогда не дойдет до предела, а лучше сказать всегда останется в рамках человека, самоуверенного в своем величии и оптимизме существа, которое вовсе таковым не является. Сами эти Боги спят!-настолько они ИНЫЕ по отношению к людям и людским выдумкам о богах, отражающих лишь самих людей.
Что же тогда вызвало мое раздражение, ведь Август тоже пишет о Богах, об их величии и об их... войне? Что-то неладное я заметил, когда читал один из первых рассказов в сборнике, вроде "Окно в мансарде", где упоминается "борьба Старших Богов (к ним относятся Ноденс и безымянные) и Великих Древних (Азатот, Йог-Сотот, Ктулху, Хастур, Шуб-Ниггурат, Ньярлатхотеп)"; и сам Август отлично перечисляет признаки этих божеств, рассказчик называет это противостояние "избитой схемой"; следующее упоминание этой войны, к ходе которой проиграли Древние (судя по одному переводу, в другом-проиграли Старшие) содержится в "Пришельце из космоса". И именно тут я понял, что читаю не Лавкрафта, а что-то иное; точнее, я сначала удивился и подумал, неужели это расширение лора, что же это за война, как, зачем, почему? И как Древние могли проиграть? Кто-то сильнее Древних? Да кто вообще "сильнее" Йог-Сотота, который повелевает временем и пространством? Я начал гуглить другой перевод, там оказалось, что победили как раз Древние; я окончательно запутался, нашел библиотеку творчества Лавкрафта в оригинале, открыл ее... и не нашел этого рассказа; и тут мои опасения подтвердились, я заглянул в описание и закрыл книгу. Как друг и издатель Лавкрафта, на основе его черновиков, мог написать ТАКУЮ ЧУШЬ? КАКАЯ ЕЩЕ ВОЙНА БОГОВ? ЗАЧЕМ ЙОГ-СОТОТУ ВОЕВАТЬ? А АЗАТОТУ? Я еще могу понять, если бы воевали Дагон, Ктулху-это низкие и материальные божки, Ктулху вообще катером в сон отправили, ну с какими-нибудь Ми-Го или Старцами пусть воюют, вопросов нет, это в рамках их "устройства". Как можно было свести запредельное, ирреальное относительно понимания реального человеком, трансцендентное, непостижимое существо к, извините, простому Зевсу, Индре, не знаю, Перуну и Тору? В них нет ничего "плохого", замечательная человеческая мифология, один вопрос-какое отношение она имеет к нечеловеческому существованию? Не просто нечеловеческому, а внепостижимому; подобное человеческому поведение свойственно и остальным "расам" космоса, но ведь Боги не в рамках этих рас, все в мире-их производные, если угодно, они превосходят всех, кроме себя на недостижимом уровне. Но нет, Август или не понял этого, или не согласился, решив из интересных и выдающихся идей перейти к какому-то бульварному чтиву (относительно лора). И ведь у Августа есть талант-если бы он был последовательным Лавкрафту, я бы с удовольствием продолжил читать этот сборник; "Наследство Пибоди"-хороший рассказ, умеет же писать истории. Не исключаю, что я дурачок, который просто не прочитал до нужного места, где бы оказалось, что и войны никакой не было; приятно удивлюсь, если это так.
То, что я будто-бы забыл раскрыть: 3й факт об Азатоте. Единственное, что в рамках мира Лавкрафта мы можем точно сказать о Богах-что они ЕСТЬ. Но, если весь мир-это сон Азатота, то наш опыт существования находится в рамках вселенной, которая ЕСТЬ только как сон Азатота; возможно, само понятие "бытия" и всех следствий из него ошибочны по отношению к Азатоту как первенствующему относительно абсолютно всего мироздания. Не знаю, как вы, а я чувствую некий пафос во всем этом, нечто впечатляющее и побуждающее дальше читать истории о Богах. А если Они воюют, как и другие, то зачем это читать? Ну да, получается хорошая мифология, но ОДНА ИЗ, а не ОДНА, потому что чем она тогда выделяется?