Как известно, первый Генеральный план Воронежа появился в 1774 году. Именно эту дату озвучивают многие экскурсоводы, историки и журналисты. Сохранились даже кое-какие эскизы этого генплана. Известно, что появился он тогда после крупного пожара 1773 года, когда, практически полностью деревянный Воронеж сгорел. Разработан был зодчим по фамилии Старов, и утвержден позже Екатериной второй. Эту историю вы наверняка уже слышали много раз, в том числе и на страницах нашего блога. Но, есть и еще одна история с генпланом Воронежа. История, как вы наверняка догадались, малоизвестная. И говорится в ней о том, что самый первый генплан возник вовсе не из-за пожара. А причиной, из-за которой был составлен первый генплан, стала обычная ссора местного купца с церковными властями города.
Кстати, раз уже упомянули про пожар 1773 года, то здесь стоит сказать о том, что не только один Воронеж в том году горел. Некоторые историки утверждают о том, что мол и построен Воронеж был неправильно, и вообще много всяких нарушений в плане противопожарной безопасности присутствовало, но, на самом деле, такая беда в те годы была у многих городов. Вот, для примера, статистика из архивов о том, какие города и насколько сгорели в том же самом, 1773 году. Тверь, например, вообще сгорела вся.
Но теперь вернемся к нашему генплану. Причем тут вообще какой-то местный купец и церковь? Жил у нас в Воронеже купец, которого звали Федот Аникеев. Тогда - это в 1690 году, то есть задолго до изготовления того самого генплана, о котором сказано выше. Купец был довольно крупный, но далеко не самый богатый. Как сейчас сказали-бы, бизнес малого звена. То есть, деньги водились, народ его знал, но заводов и пароходов у него в избытке не было.
В общем, этот самый купец Аникеев поставил свою лавку прямо напротив входа у новой Благовещенской церкви. В церковь народ шел постоянно, поэтому проходимость у места была более чем отличная, торговля шла хорошо, что Аникеева не могло не радовать. А находились и лавка и церковь на месте современного главного корпуса ВГУ.
Аникеева все устраивало, да вот только совсем не устраивало церковь. Не нравилось им то, что прямо напротив входа стояла лавка торговца. Сначала пытались договориться мирным путем, но Аникеев никуда съезжать не собирался. Потом церковь обратилась к городским властям, но те тоже никаких нарушений в действиях Аникеева не нашли. Лавка установлена была законным способом, да и Аникеев никого вроде не обманывал, жалоб на него никогда не поступало. Тем не менее, что-то необходимо было решать. И решил этот вопрос как раз сам Аникеев.
Дабы не ждать, пока со своей инициативой выступит церковь, он взял, да и самостоятельно организовал генеральный план Воронежа. Ну а чтобы все официально было, отвез его лично в Москву, где 27 февраля 1690 года его заверили. Естественно, что план Аникеев составил, как говорится, на выгодных для себя условиях. Так что, именно он и являлся самым первым официальным генпланом Воронежа. Составлен он был в виде обычного рисунка, без указания масштабов. Но там была отрисована деревянная крепость, дороги, церкви, слободы, линия надолбов. В общем, все мелочи. Кто был его автором, достоверно неизвестно, хотя и приписывают его самому Аникееву. По сей день он хранится среди рукописей Центрального Государственного архива. В 1903 году он был воспроизведен в печатном варианте краеведом Введенским в книге "Воронежская старина".
Читайте также:
Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного о нашем городе
Исторический канал мужа, который помогает в поиске многих архивных материалов