Фильмы из этой подборки отвергают саму идею компромисса с массовым зрителем. Все они относятся к очень своеобразной нише арт-хауса, и это значит, что о легких и светлых кинотропах, по которым мы привыкли путешествовать, придется на время забыть. Произведения о которых мы сегодня говорим, ниспровергают догматы и осмеивают стереотипы, призывая нас выйти за рамки собственного кругозора, каким бы уютным и правильным он нам не казался.
1. «Догвилль»
2003; Дания; драма, детектив; КП - 8,0; IMDB - 8,0.
Ларс фон Триер снимает очень разное кино. Большинство его работ приводят неподготовленного человека в состояние легкой растерянности, оставляя послевкусие в виде вопроса: «что я сейчас посмотрел и зачем я это сделал?». Однако есть мнение, что человеколюбие не вполне покинуло датского режиссера. В пользу этого предположения говорит тот факт, что он снял «Догвилль». При всей своей несомненной принадлежности к арт-хаусу эта картина смотрится как нормальный фильм, способный увлечь не только эстетов от киноискусства, но и обычных зрителей. Наблюдать за историей таинственной беглянки Грейс (Николь Кидман) которую приютили, а затем превратили в рабыню жители маленького колорадского городка, по настоящему интересно. Ну а финал картины способен нокаутировать кого угодно, заставляя нас переосмыслить все увиденное.
2. «Седьмая печать»
1957; Швеция; драма; КП - 8,1; IMDB - 8,1.
Про такие фильмы говорят, что это классика, веха и эталон. Что характерно, так оно и есть. Неукротимый швед Ингмар Бергман снял очень сильное кино о рыцаре-крестоносце Антониусе Блоке, затеявшем шахматную партию со Смертью. Поединок человека и Великого Жнеца происходит параллельно с путешествием героев по средневековой Швеции, разоренной эпидемией чумы. Тлен и запустение сопровождают странников повсюду, куда бы они ни направились, и точно также преследуют рыцаря поселившиеся в его душе равнодушие и безверие. Можно ли избавиться от разъедающего душу ощущения бессмысленности бытия? Антониус ищет ответ на этот вопрос, и в конце концов он находит его. Любовь — это спасение, и усталый рыцарь жертвует собой во имя тех, кто ему дорог.
3. «Древо Жизни»
2010; США; драма; КП - 6,6; IMDB - 6,8.
Любая попытка объяснить этот фильм заведомо обречена на провал. По сути, это некое путешествие сквозь время, пространство и эволюцию, визуализированное Терренсом Маликом — человеком имеющим ученую степень по философии Гарвардского университета. Глядя на работы этого, без сомнений, гениального режиссера, становится ясно, что его психика так и не смогла оправиться от ударов, полученных в процессе изучения царицы всех наук. Терренс живет в каком-то собственном мире, который пока еще пересекается с нашим. В одной из таких точек пересечения, судя по всему, и возникло «Древо жизни» — кино о любви и семье, красоте и познании вселенной, выборе и вере. При этом интерпретация происходящего на экране действия оставлена на откуп зрителю. Условности же навроде сюжета или связности повествования здесь и вовсе выброшены за ненадобностью, а на их месте обосновались абстрактные идеи и философские концепции. Само собой разумеется, что в таком кино не нужно искать смысл или историю — все равно их тут нет. «Древо жизни» можно смотреть, только полностью отрешившись от привычных для нас образов и установок в состоянии, похожим на то, что бывает при медитации. Другой вопрос, а нужно ли это делать, но тут уж пусть каждый решает сам за себя.