Найти тему
Друг для друга Курск

Особенности вождения в сильный дождь

Оглавление

Тот, кто меняет манеру вождения только в гололед, сильный снегопад или при густом тумане и не принимает во внимание начавшийся дождь, не прав. Уже первые появившиеся на дорожном полотне капли должны стать тревожным сигналом, поскольку, попадая на пыльный асфальт, они не образуют водяной пленки, а ложатся шариками, облепленными пылью и частицами машинного масла. Автомобиль на них ведет себя крайне непредсказуемо – почти как в гололед.

Сбавьте скорость и увеличьте дистанцию

Мокрая дорога коварна тем, что поведение машины вроде бы не меняется, что притупляет бдительность водителя, хотя на самом деле сцепление шин с асфальтом значительно хуже. Особенно при начале дождя: на полотне образуется мылкая плёнка из пыли и горюче-смазочных материалов. Через какое-то время её смоет с дороги, но при первых каплях следует понизить скорость и увеличить дистанцию в полтора-два раза. Избегайте резких манёвров: заносом на мокрой трассе может обернуться не только крутой поворот, но и чрезмерное ускорение или бросание сцепления при переключении скорости.

Особую опасность представляет аквапланирование, то есть полная потеря сцепления шин с дорожным полотном. Это может длиться всего доли секунды, если, например, колеса машины «всплывают» при проезде небольшой лужи. В такой ситуации не стоит делать резких движений – будь то маневрирование или торможение. Нельзя менять и скорость – машина, преодолев водное препятствие, вернет сцепление с дорогой и нормальную управляемость.

Но гораздо более опасны длинные участки мокрой дороги при сильном дожде. Если конца водному препятствию не видно, а колеса «всплыли», нужно принимать меры: плавно отпустить педаль газа, скорость снизится, и колеса прижмет к дороге.

Штурм лужи

Иногда городские улицы после ливней выглядят так, будто случился потоп. Как определить, проедет машина или заглохнет? Производители внедорожников указывают в технических характеристиках или в руководстве по эксплуатации предельную глубину брода, который машина преодолеет. Но в общем потоке таких вездеходов очень мало. Владельцы остальных автомобилей могут сами элементарно сориентироваться, стоит ли «нырять» в глубокую лужу.

Следить за глубиной стоит по воздухозаборнику. Если последний расположен слишком низко, не стоит соваться в образовавшийся на дороге «бассейн», а лучше поехать в объезд. Потерянные полчаса предпочтительнее затрат на капитальный ремонт двигателя. В идеале, конечно, надо заранее проверить, какая максимальная глубина ждёт впереди. Необяза-

тельно выбираться из машины, закатывать брюки и снимать обувь. Достаточно посмотреть, как проходят препятствие большие внедорожники или грузовики. Тогда будет представление о масштабе бедствия.

Даже когда высота автомобиля и его конструкция позволяют преодолеть водные преграды, неумелые действия водителя всё равно могут привести к плачевному результату. Ни в коем случае при проезде очень глубокой лужи не стоит торопиться. Перед погружением включаем низшую передачу и медленно, но с постоянной скоростью продвигаемся вперёд. Нельзя ехать рывками и останавливаться. Держа одну скорость, автомобиль таким образом толкает воду вперёд, и волны не колеблются под капотом. Тем самым риск «искупать» впускную систему сводится к минимуму.

Чтобы не возникло соблазна штурмом за пару секунд проехать очень глубокую лужу, достаточно представить возможные последствия. И не просто возможные, а наиболее вероятные. При беззаботном «заплыве» велик риск получить гидроудар. Не будем описывать по шагам, как в прямом смысле трещит по швам двигатель, когда в цилиндры попадает вода через воздухозаборник. Важно понимать, что это приведёт к крайне дорогому капитальному ремонту мотора. И не стоит пытаться завести заглохнувший в глубокой луже мотор, иначе будет только хуже.

Проехав глубокую водную преграду, слишком сильно не расслабляйтесь. Первое время необходимо дать высохнуть всем узлам автомобиля и серьёзно не нагружать двигатель и трансмиссию высокими оборотами. Но в первую очередь беречь тормоза. После лужи плавно нажмите несколько раз на педаль газа одну-две сотни метров. Тем самым просушатся колодки. Если этого не сделать, первое же экстренное торможение может неприятно удивить водителя.

Выключите круиз-контроль, включите кондиционер

Хотя «круиз» – это несомненное удобство в дальней дороге, не стоит доверять ему в дождь: стараясь поддержать постоянную скорость, электроника может слишком резко затормозить машину на спуске или ускорить на подъёме, что спровоцирует занос. Ещё одна «электрическая» подсказка: если в дождь начинают потеть стекла, включайте не печку, а кондиционер (даже если и без него прохладно) – он быстро высушит воздух в салоне, и испарина исчезнет.

Пристройтесь за кем-нибудь

Ночью в дождь вас может ослепить близкий разряд молнии или свет встречной машины; в сильный ливень видимость настолько снижается, что на несколько секунд можно даже потерять ориентацию. Если это произошло, не паникуйте: включите аварийные огни и, удерживая машину на прямой, плавно сбросьте скорость до 40–30 км/ч. Когда вновь сориентируетесь, хорошо подумайте, стоит ли продолжать поездку или лучше переждать дождь на обочине? Если выберете первое, помните, что гораздо проще идти по трассе «вторым номером», ориентируясь по стоп-огням впереди идущей машины.

Полезно знать

• Особую осмотрительность надо проявлять при подъезде к перекресткам с грунтовыми дорогами, а также при необходимости съезда на обочину – скорость здесь должна быть минимальной.

• Не стоит ехать под градом. Если позволяет видимость, предварительно осмотритесь, нет ли поблизости укрытия, к примеру, моста, эстакады, крытой стоянки. Не останавливайтесь под деревьями – стихия может сломать их, что чревато печальными последствиями.

• Автомобиль считается бе-

зопасным убежищем при грозе, поэтому не покидайте его. Закройте окна, прекратите движение и переждите непогоду на обочине или на стоянке, расположившись подальше от высоких деревьев.

sb.by, «АиФ»

Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1501/auto/003239/.

Архив статей газеты ~ № 30 (1501) 25 июля ~ 2023 год.