Инцест — тема чрезвычайно сложная и обширная, вызывающая растущий интерес и озабоченность среди специалистов в области психического здоровья, так как имеет многочисленные долгосрочные последствия для интрапсихического, межличностного, сексуального функционирования субъекта. Но прежде, чем говорить о том, с какими трудностями может столкнуться человек в анамнезе которого есть какие-либо виды инцестуозного воздействия, мне хочется уделить внимание проблеме определения феномена инцеста. Опираясь на следующих авторов: У. Виртц, К. Эльячефф, Д. Финкельфор, Л. Демоз, Б. Цирюльник, Ф. Эритье., я предприму попытку рассмотреть основные теоретические подходы в рамках психологии к теме инцеста, для лучшей диагностики клиентов, и понимания их психологических механизмов переживания внутрисемейного сексуального насилия. Возможно, большая ясность в этом табуированном понятие будет способствовать созданию специалистом максимально безопасной атмосферы на сессии, с четкими параметрами сеттинга и границами, что особенно важно для такого типа клиентов.
В широком смысле под инцестом понимаются сексуальные отношения между членами семьи, исключая супругов. Запрет на инцест -самый древний и самый жесткий в человеческом обществе, но запрет не привел к его исчезновению, а всего лишь перевел в надежно охраняемую «семейную тайну», в попытках скрыть «позор семьи». Запрет на инцест, наряду с запретом на отцеубийство – это основа развития цивилизации, исключительно социальная ценность, как писал Леви-Стросс в «Элементарных структурах родительства», он является
«фундаментальным подходом, посредством которого происходит переход от природы к культуре». (1)
У человека существует так называемое «инцестуозное чувство», вызывающее стойкое отвращение, и ужас от образного представления сексуальных отношений между близкими родственниками.
«Инцестуозное чувство появляется как под воздействием существующего в обществе словесного определения и осуждения инцеста, так и при формирование родственных уз, когда возникает чувство…эмоциональной близости». (2)
Инцест всегда был в фокусе психоаналитического внимания, и стоит сказать, что это понятие отличается от «классического», юридического, которое подразумевает сугубо сексуальную связь между кровными родственниками.
Крамер предложил общее определение инцеста:
"преднамеренная и повторяющаяся сверхстимуляция… гениталий, ануса или груди… или взаимная сексуальная игра по инициативе матери». (3)
Урсула Виртц, говоря об инцесте, как о тотальном нападение на человечность называет его «убийством души», посягательством на человеческое достоинство и личную идентичность, т. к. подвергшийся этому ребенок уже не может чувствовать и думать, как другие дети. В своей книге «Убийство Души» она размышляет над определениями инцеста разными авторами для того, чтобы показать обширность этого понятия,
«инцест включает в себя … любое действие, связанное с намерением сексуально стимулировать ребенка… сексуальное поведение взрослого по отношению к ребенку, который …не в состоянии понимать информацию об этом и свободно согласится на это… взрослый обязывает ребенка хранить тайну, что обрекает ребенка на безмолвие, беззащитность и беспомощность». (4)
Она сопоставляет последствия, полученные в следствии инцестуозных злоупотреблений с последствия пребывания в концлагерях. На международном конгрессе в Цюрихе «Инцест и родственные проблемы», который проходит ежегодно с 1987 года, была также проведена аналогия между жертвами Холокоста, участниками и свидетелями военных действий и инцеста, и предложено применение принципов работы как при ПТСР. (5)
Ллойд Демоз предлагает различать прямой (сексуальный контакт между родственниками) и косвенный инцест (ребенок предоставляется для сексуального использования другим людям, где мотив предоставляющего взрослого все равно будет его собственное инцестуозное желание, и сама связь воспринимается ребенком, также, как и при прямом инцесте). (6)
Француаз Эритье выделяет 2 ситуации инцеста: первый тип, где имеет место быть сексуальный контакт между кровными родственниками, и второй тип, при котором контакт происходит опосредственно через одного партнера, например, когда сестры, мать или дочь спят с одним и тем же мужчиной. (7)
Каролина Эльячефф определяет инцест, как отношения в семье, в которых возникает дуальность вместо тройственности, и выделяет уже три формы инцеста: платонический инцест между матерью и дочерью, где нет сексуальных действий, а «образование пары происходит в результате исключения третьего»; инцест, проявленный в сексуальных действиях, когда мать и дочь имеют одного любовника (второй тип); инцест между кровными родственниками (первый тип). Важным и общим во всех вариантах инцеста является исключение третьего,
«в инцесте первого типа таким третьим является мать, в платоническом отец. В инцесте же второго типа исключается … позиция… присутствуют лишь два места для трех человек». (8)
Финкельфор условно различает: непосредственно сексуальную эксплуатацию детей в личных потребностях, либо в коммерческих целях; подавление детской сексуальности (обряды «инициации», женское обрезание); эротизация детей, путем создания среды, стимулирующей детскую сексуальность в ущерб другим задачам развития. (9)
Что касается распространенности инцеста в современном обществе, по территориальному аспекту Демоз отмечает большую распространенность инцестуозных отношений в странах Европы, Ближнего и Дальнего Востока. (6) Урсула Виртц приводит следующие статистические данные: жертвами сексуального насилия является каждая третья девочка до 16 лет в Австралии, каждая 4 в США (специальной статистики по инцестам не существует). (4) Если обратится к исследованию проведенному на базе ГБУЗ ТО «Областная клиническая психиатрическая больница» г. Тюмени (период 2016-2018 гг.), то можно более детально увидеть, что сексуальное насилие инцестуозного характера было совершено по отношению к каждому четвертому ребенку, из тех кто проходил экспертизу как потерпевший по уголовным делам, возбужденным против нарушения половой неприкосновенности и свободы (36 детей из 251). Сексуальные действия начинались с 6-12 лет и имели регулярный характер, о которых нередко знали члены семьи и в последствии препятствовали проведению следственных действий. Ребенок находился таким образом в состояние многоуровневого стресса: длительное инцестуозное насилие, попустительство матери (родственников), которая обычно знала о происходящем, и не препятствовала этому, оказание физического и психологического давления в ходе расследования на ребенка с целью изменить показания, повторное проживание травмы в следствии судебно- следственной ситуации; осуждение со стороны окружающих, социальная изоляция пострадавшего, чувство вины, за возможное провоцирующее поведение. Эти аспекты являются сверхсильными психогенно травмирующими факторами. (10) Важно отметить латентность инцеста, сообщают о случаях насилия и обращаются за помощью к органам власти только 6% жертв внесемейного, и 2 % внутрисемейного насилия. (11) Тоже самое мы часто видим и в кабинете психолога, иногда необходимо время и достаточное доверие к специалисту, чтобы клиент, преодолев неловкость, стыд и чувство вины, смог рассказать о имевших место сексуальных злоупотреблениях.
Развитие теоретических взглядов на эту тему имеет значительное влияние на клиническую практику специалиста, способствует его конструктивному взаимодействию с клиентом в период долгосрочной психотерапевтической работы, помогает избежать вторичной психотравматизации жертв инцестуозной связи.
Список использованной литературы:
1 Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985.
2 Цирюльник Б. Почему дьявол не чувствует себя виноватым// Инцест ли кровосмешение. «Кстати» М.,2000
3 Kramer, S. Object -coercive doubting: A pathological defensive response to maternal incest. In: Defense and Resistance: Historical Perspectives and Current Concepts, ed. H. P. Blum. New York: International Universities Press, 1985
4 Виртц У. Убийство души: Инцест и терапия [пер. с нем. Н. А. Серебренниковой]. М. - Когито-Центр, 2014
5 Лясоцкая Г.Н. К истории проблемы инцеста в психологии [Электронный ресурс]// Психология и Психотехника, 2019 - 1 Режим доступа: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=29360 (дата обращения: 13.02.2023)
6 DeMause, L. The Universality of Incest // The Journal of Psychohistory, Fall
1991, Vol. 19, No. 2
7 Эритье, Ф. Об инцесте, вампирах, каннибалах и бессмертии // Инцест или кровосмешение. «Кстати» М., 2000 7 – 17 с.
8 Эльячефф К. Эйниш Н. Дочки- матери: третий лишний? «Институт общегуманитарных исследований» М., 2018
9 Finkelhor, D. Comments on "The Universality of Incest" // The Journal of Psychohistory, Fall 1991, Vol. 19, No. 2
10 Спадерова Н.Н., Родяшин Е.В., Горохова О.В. и др. Медицинская реабилитация детей, пострадавших от инцеста [Электронный ресурс]// Российский психиатрический журнал. 2019. № 6. С. 32–35. Режим доступа: 10.24411/1560-957X-2019-11952 (дата обращения: 21.12.2022)
11 Ильюк Е.В. Виктимность рождается в семье (о жертвах инцеста) [Электронный ресурс]// журнал Виктимология 1(11) / 2017, с. 27–35 Режим доступа https://victimolog.ru/index.php/victimo/issue/view/9 (дата обращения: 2.01.2023).
Если Вы, или кто-то из близких сталкивался с инцестом, я рекомендую обратится за помощью. Я могу предложить Вам безусловную поддержку, помогу справится с эмоциональными последствиями, осознать свои права и границы, развить стратегии самоуважения.
Автор: Ольга Антонова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru