С творчеством этого писателя я познакомилась ещё в далёкие 90-е. Его книга «Женщина французского лейтенанта» меня не столько восхитила, сколько удивила. Так ещё со мной – читателем, авторы никогда не играли.
Меня словно слепого щенка, заманили в историю, обаяли и одурачили. При этом, я сладостно повизгивала, пробираясь сквозь непредсказуемость сюжета. Ощущение, что ты являешься частью спектакля, содержание которого и сами актёры не до конца понимают, не покидало до конца книги.
Поэтому увидев на Литрес его книгу «Волхв», взялась за неё с большим предвкушением. Была готова обманываться и прозревать, додумывать и удивляться, запутываться и разгадывать.
В этом смысле автор не разочаровал. Даже где-то, на мой взгляд, переборщил с зигзагами хода событий и их смыслов.
И всё же такого читательского удовлетворения, как от его первой прочитанной книги, я не получила. Было ощущение, что автор заигрывается и сам теряет цель повествования.
Я закончила факультет «Библиотечное дело» по специальности «Общая библиография». Четыре года нас в институте натаскивали искать цели и задачи авторского повествования. Что хотел сказать автор? Зачем он это хотел сказать? Как он это сказал?
С тех пор, читая любой текст, я автоматически его препарирую, смотрю на него чуть свысока, оцениваю как товар ремесленника, да простят меня авторы. Я и сама не рада…
И вот с этой критической точки зрения, мне роман Волхв не понравился.
Я могу ответить на вопрос «Как?». Отлично. Красочно. Интригующе. Философски. Психологически. Тонко. Интеллектуально.
Догадываюсь «Зачем?». Любая книга должна хоть чему-нибудь учить. Никто не пишет текст ради текста. Поучительное в этой истории есть. Учит автор ненавязчиво, но, в итоге, жёстко. Учит видеть своё эго, различать в себе и в других способность или неумение любить.
А вот на вопрос «Что хотел сказать автор?» я ответить не могу.
Понимаю, как я же вас запутала. Но если вы прочтёте эту книгу, то мои словесные загадки вам покажутся наивными цветочками. А ягодок в книге предостаточно – и сладких и горьких.
Главный герой - образованный, адекватный, в меру уверенный в себе молодой человек, приезжает из Лондона на небольшой греческий остров в качестве учителя. И из привычной светской тусовки, которая уже обрыдла, но хотя бы понятна, он попадает в странную компанию, где над ним ставится чудовищный психологический эксперимент. Он понимает это, но участвует в нём до конца.
Вообще, в книге много психологии. Всё повествование, по сути, сводится к описанию рефлексии главного героя. Иногда кажется, что автор даёт нам сеансы психоаналитики: «Вы думаете, что вы о себе всё знаете? Как бы ни так! Я докажу, как заблуждаетесь вы, глядя в зеркало.».
Этот роман в литературной критике называют типичным образцом (а иногда и вершиной) постмодернизма. Я не против литературных экспериментов. Но я за смыслы.
Слишком часто, читая этот роман, я, вторя Станиславскому, мысленно говорила: «Не верю!».
Рассказать о любви и предательстве, научить любви и верности можно было бы и не нагромождая столько слоёв повествования.
И ещё меня коробили откровенные сцены. Может я с возрастом становлюсь ханжой? Мне показалось, что иногда автор теряет чувство меры.
Оправдывает в моих глазах Фаулза то, что это произведение, хотя и было издано в пору его известности, написано им задолго до этой поры. Это на самом деле первый его роман, который сам он долго не решался издавать.
Не смотря на личное разочарование, я бы всё же рекомендовала эту книгу к прочтению.
Во-первых, слишком часто о ней говорят. Почему бы не иметь собственное мнение о таком "громком" и необычном произведении?
Во-вторых, сам текст хорош. Описания греческого острова обворожительны. Автор, несомненно, мастер. Только, заигравшийся, на мой взгляд.
Несколько цитат:
"Принимая себя такими, каковы мы есть, мы лишаемся надежды стать теми, какими должны быть"
"В нашем возрасте не секс страшен – любовь."
"Чем утоляешь жажду? Водой или волной?"
"Вам нравится быть любимым. Мне же нравится просто быть."
"... Но миллионы немцев себе изменили. Вот в чем трагедия. Не в том, что одиночка осмелился стать проводником зла. А в том, что миллионы окружающих не осмелились принять сторону добра."
"За цинизмом всегда скрывается неспособность к усилию – одним словом, импотенция; быть выше борьбы может лишь тот, кто по-настоящему боролся."
Хороших вам книг. Буду рада прочесть ваши отзывы об этой книге. Хоть я и не занесла её в свой личный "золотой" список, но обсудить такое очень хочется.
Спасибо, что со мной.