Найти в Дзене
СамолётЪ

Пыль на ветру. Почему стоит посмотреть фильм «Жанна Дюбарри»?

В широком российском прокате — роскошная костюмная мелодрама, триумфально открывавшая последний Каннский кинофестиваль и закрывавшая недавний вологодский Voises. С Джонни Деппом в главной роли и с российской копродукцией. О последнем обстоятельстве мы узнаём в самом начале фильма из мучительно долгих заставок всех участников кинопроекта, среди которых с Netflix соседствуют отечественные Russian World Vision и видеосервис Okko, которые вложились в производство и получили права на офлайн- и онлайн-прокат в России. Но, к счастью, титры всё-таки кончается и начинается красивая история середины XVIII века, наивным простодушием напомнившая фильмы далёкого советского детства – от «аутентичных» французских экранизаций Александра Дюма с Жаном Марэ в главных ролях, до всех сиквелов «Анжелики», на которые из-за небывалой для СССР эротики валом валила публика. Впрочем, «Дюбарри» смотрится куда целомудренней, оправдывая возрастное ограничение «+16». С самого начала в дело вступает закадровый голос,
Оглавление
Фото: Russian World Vision
Фото: Russian World Vision

В широком российском прокате — роскошная костюмная мелодрама, триумфально открывавшая последний Каннский кинофестиваль и закрывавшая недавний вологодский Voises. С Джонни Деппом в главной роли и с российской копродукцией.

О последнем обстоятельстве мы узнаём в самом начале фильма из мучительно долгих заставок всех участников кинопроекта, среди которых с Netflix соседствуют отечественные Russian World Vision и видеосервис Okko, которые вложились в производство и получили права на офлайн- и онлайн-прокат в России.

Но, к счастью, титры всё-таки кончается и начинается красивая история середины XVIII века, наивным простодушием напомнившая фильмы далёкого советского детства – от «аутентичных» французских экранизаций Александра Дюма с Жаном Марэ в главных ролях, до всех сиквелов «Анжелики», на которые из-за небывалой для СССР эротики валом валила публика. Впрочем, «Дюбарри» смотрится куда целомудренней, оправдывая возрастное ограничение «+16».

С самого начала в дело вступает закадровый голос, который станет одним из главных героев картины (почти, как в старом «Фанфан-Тюльпане» с Жераром Филипом), делающим её немного старомодной, но благодаря которому предыстория будущей фаворитки Людовика XV уложится в разумное экранное время.

Мы довольно быстро узнаем, как и почему юная простолюдинка Жанна Вобернье, последовательно изгнанная из монастыря и благородного семейства, предпочтёт стезю секс-услуг, осознав, как любезно сообщит нам всё тот же приятный голос за кадром, «что можно быть одновременно и женщиной, и свободным человеком».

Такая вот апология проституции, как едва ли не единственного способа женской эмансипации для того времени, которая выглядит довольно забавно в фильме современной женщины – режиссёра и актрисы Майвенн Ле Беско (или просто Майвенн), некогда музы Люка Бессона, а ныне – вполне самостоятельного кинохудожника, снявшей «Жанну Дюбарри» и снявшуюся в заглавной роли.

Фото: Russian World Vision
Фото: Russian World Vision

Этот любовный взгляд современной женщины на женщину XVIII века будет давать о себе знать на протяжении всего фильма. Который, возможно, именно по этой причине некоторым критикам напомнит голливудскую «Красотку» с Джулией Робертс и Ричардом Гиром – историю о внезапно счастливой истории секс-работницы, которая влюбляется во влиятельного мужчину и сталкивается с жестокостью света, не принимающего чужаков.

Только вместо Беверли-Хиллз — Версаль, а вместо миллионера-финансиста – король.

Столкновение традиционной формы и революционного содержания – это очень по-французски: традиция, страны пережившей не одну революцию (и бессчётное количество массовых беспорядков по любому поводу, продолжающихся и по сей день).

Не удивительно поэтому, что во французской «Жанне Дюбарри» костюмная мелодрама о жизни куртизанки довольно органично превращается в предысторию падения Бастилии. А король – едва ли не в главного революционера. Они вместе с новой фавориткой стилистически и этически протестуют против вывихнутой морали Версаля и извращённых чувств её обитателей. Не всех, конечно, маршал Ришелье в исполнении подзабытого в России Пьера Ришара, например, – вполне милый добряк. Хотя и он, в общем, не прост…

Интересен и выбор женщиной-режиссёром на роль короля Джонни Деппа, который почти три года был отлучён от большого кино из-за обвинений в домашнем насилии. И лишь недавно был оправдан и прощён - суд признал его бывшую жену Эмбер Хёрд виновной в клевете. Тем не менее со стороны Майвенн это был поступок и, вероятно, осознанный шаг, вписывающийся в «революционную» логику всего фильма, в которой действует и сама красивая по современным меркам актриса, в каждом кадре спорящая со стандартами красоты костюмного жанра.

Депп в новом фильме – полная противоположность Джека Воробья: он стал старше, грузнее, чем-то неуловимо напоминая в своём новом статусе позднего, сдержанно-эмоционального Сергея Бондарчука (если кто помнит, конечно папу Фёдора). Но играет прекрасно и, в основном, лицом, оттеняя собой порывистость главной героини.

Майвенн откровенно любуется гражданским браком Людовика и Жанны, который походит на затянувшийся медовый месяц, наполненный счастьем, поначалу лишь слегка отравленным ощущением собственной скоротечности, конечности и запретности.

Оба радостно эпатируют публику, появляясь вместе и тем самым нарушая лицемерные нормы приличия. Жанна вводит среди дам моду на мужские костюмы и платья в полоску – сначала её высмеивают, потом начинают подражать. Король дарит ей личный замок, украшения и, наконец, арапчонка Замора, которого та воспитывает как сына, так же, как до того воспитывала Адольфа – сына своего первого опекуна (по сути – сутенёра) и формально мужа – графа Дюбари (Мельвиль Пупо), – возникает некое подобие семьи, согревающей своим теплом придворный версальский холод. Но уже плетётся интрига, которая станет роковой для Жанны…

Несмотря на всё свою костюмную «замороченность» это очень простой, в чём-то наивный, можно сказать, народный фильм. Главным достоинством которого можно назвать неуловимое присутствие живого и естественного чувства – всё-таки это картина про настоящую любовь в обстоятельствах для неё не предназначенных и даже губительных.

Фото: Russian World Vision
Фото: Russian World Vision

А главный недостаток – пожалуй, излишняя любовь актрисы и режиссёра к своему персонажу: Майвенн постоянно в буквальном смысле держит её в поле зрения, словно боясь сморгнуть и потерять из виду. Отсюда обилие лишних, чисто иллюстративных сцен, создающих ощущение наивности автора.

Но ударная эмоция настигнет вас, когда в кадре не будет уже ни короля, ни Жанны, а останется откос зелёного холма с тремя деревьями, который уже появлялся в самом начале фильма, на котором любовники были счастливы ближе к середине картины…

В конце он становится ещё одной метафорой – метафорой истории, которая рано или поздно сдует любого, какое бы положение он ни занимал, сдует, как пыль на ветру.

Но к этому времени мы уже будем знать про исчезнувших главных героев, что «они любили, они могли» найти свою любовь на этом «краешке земли»…

Друзья, делитесь своим мнением, ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал! Только ваша поддержка позволяет нам работать.

СамолётЪ