Найти в Дзене
Minsknews.by

Почему русские уезжают из Латвии, и как беглые змагары оказались в состоянии цугцванга

«Национализм в самых гнусных проявлениях». Почему русские уезжают из Латвии и как беглые змагары оказались в состоянии цугцванга – эти и другие темы обсудили в прямом эфире «Вечернего политического канала» на «Радио-Минск» журналисты Кирилл Казаков, Алена Родовская и гости программы — латвийский общественник Сергей Муливанов и блогер Роман Самуль, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

В декабре прошлого года Роман Самуль покинул родную Латвию и обосновался в Минске. Сергей Муливанов стал известен за пределами своей страны после того, как оказался в центре скандала с белорусским флагом во время проведения чемпионата мира по хоккею — 2021 в столице Латвии. Когда мэр Риги и глава латвийского МИД убрали государственный флаг Беларуси и водрузили на его место бело-красно-белый символ оппозиции, Сергей вернул белорусский стяг на законное место.

Алена Родовская:

— Давайте вернемся к той безобразной истории со снятием нашего флага. Выходка рижского мэра стала причиной дипломатического кризиса в отношениях между государствами. С тех пор у нас нет диппредставительства в Латвии, а у Латвии — в Минске. И все мы, конечно, помним, Сергей, ваш поступок. Как вы разворачиваете белорусский стяг, подходите к стенду, где стоят флаги стран — участниц чемпионата, и возвращаете белорусский символ на место. Как вы решились?

Сергей Муливанов:

— Мне было страшно, но я пошел. Готовился к ситуации, что меня скрутят, заломают, но поскольку я ничего не уничтожал, то мне предъявить нечего. Если бы сорвал или начал топтать БЧБ-флаг, были бы претензии. Пусть на семь секунд, но я вернул туда настоящий белорусский флаг.

Кирилл Казаков:

— Процитирую, что пишет о вас украинский сайт «Миротворец»: «Проповедует «русский мир», носится по городу с лукашистским флагом, поддерживает агрессию России против Украины». Что значит в Латвии «поддерживать русский мир»?

Сергей Муливанов:

— Не только в Латвии. Отвечу шире: где русский живет, там и русский мир. Один усатый человечек-ефрейтор уже строил мир без славян, цыган, евреев, и его судьба известна. Хотят построить еще один мир без русских? Нам такой не нужен.

Кирилл Казаков:

— Для многих защита русского мира становится причиной отъезда из родной страны.

Роман Самуль:

— Это вынужденно. Когда создаются невыносимые условия для жизни, уже не хочется в таком обществе что-то созидать, выбираешь место, которое ближе тебе по духу, и уезжаешь туда. Для меня это Беларусь, я хочу быть ей полезным, мне здесь комфортно. Я ведь тоже побегал, поборолся за то, чтобы нас, русских в Латвии, не притесняли, чтобы сохранили русские школы, не сносили памятники освободителям… Увы, там все это уже бесполезно.

Сергей Муливанов:

— Национализм в самых гнусных проявлениях. Это наследники тех, кто в годы войны в составе латышских полицейских батальонов проводил карательные операции. Помните их названия? «Зимнее волшебство»! Что волшебного в том, чтобы убивать людей?.. Сегодня Беларусь проводит расследование по фактам геноцида, обращается к латвийским коллегам с просьбой дать какую-то информацию по тому или иному эпизоду, личности человека. И ни по одному запросу ответа нет!

Роман Самуль:

— Ну а зачем выдавать информацию на самих себя? Вдруг кто-то из тех палачей окажется родственником кого-то из нынешних у власти.

Сергей Муливанов:

— Начиналось-то все не вдруг и не сейчас. Хорошо помню, как Ельцин приехал в Ригу получать из рук латвийского президента орден Трех звезд. А ведь им же награждены Сорос, толпа легионеров СС. И примерно в тот период началась первая эпопея с закрытием русских школ. Родители пришли в русское посольство, просили чем-то помочь, дать хотя бы юриста. В ответ слышали: не мешайте делать бизнес, пока нефть в цене, не до меньшинств. Так отвечал в то время российский посол!

Кирилл Казаков:

— Российские эксперты уже назвали белорусского Президента политическим троллем. Как он грамотно протроллил всю политику по втягиванию Польши в войну! Одно заявление о том, что «Вагнер» просится на экскурсию в Варшаву, чего стоит! А как подают эту историю латвийские СМИ и что вообще пишут о нас?

Роман Самуль:

— СМИ Латвии и Запада в целом любые заявления и действия Лукашенко и Путина стремятся дискредитировать. Начинают рассказывать истории о том, что они вдвоем все поделили. Пытаются стравить россиян и белорусов между собой. Эта пропаганда направлена больше даже не на свою аудиторию, а на тех же россиян и белорусов.

Кирилл Казаков:

— В Латвии остались русскоязычные СМИ?

Роман Самуль:

— В интернет-пространстве есть Delfi, еще несколько ресурсов помельче. Все они позиционируют себя как независимые, коммерческие, но на самом деле работают по одной методичке.

Сергей Муливанов:

— Вы правильно определили — русскоязычные, но не русские! Права на альтернативную точку зрения нет. Разве что совсем немного в соцсетях, и то между строк.

Роман Самуль:

— При этом многие большие русскоязычные Telegram-каналы читать в Латвии нельзя. Пишут — в вашем регионе недоступно.

Алена Родовская:

— Как приняли в Латвии беглых белорусов, которые приехали туда на волне событий

2020 года?

Сергей Муливанов:

— Их носили на руках. Как раз во время той истории с белорусским флагом ко мне подошел один из «понаехавших». Стал рассказывать о том, что они собирают деньги на киллера, который убьет Лукашенко. Я подумал: до чего же дожили! Открывают охоту на людей и даже не стесняются прямо об этом говорить.

Роман Самуль:

— Но многие из приехавших в растерянности. Они только сейчас начинают прозревать, что такое Латвия, Европа, каковы их жизнь, ценности. Ехали — толком не понимали. А что теперь? Не туда и не сюда. Такие сегодня уже просто молчат, не говорят на эти темы.

Кирилл Казаков:

— Приведу пример Литвы. Там 1 100 белорусов, получивших вид на жительство, могут быть объявлены угрозой литовскому государству и утратить право проживания. А ведь это многие из тех, кто выехал отсюда. В то же время 11 июля в Беларуси вступил в силу закон о возможной утрате гражданства из-за того, что человек занимается экстремистской деятельностью. Получается, они стали предателями на родине, уехали, а теперь их называют предателями и там.

Алена Родовская:

— Шах и мат. Предателей не любят нигде.

Сергей Муливанов:

— Я все-таки за то, чтобы раскаявшемуся человеку дать второй шанс — повинную голову меч не сечет.

Кирилл Казаков:

— Такой шанс им дан. Есть комиссия, в которую можно обратиться. Но шансом этим воспользовались единицы. Большинство заявляют, что не будут сотрудничать с режимом. Притом что находятся в состоянии цугцванга и не знают, что делать.

Роман Самуль:

— Довелось разговаривать со многими белорусами, пострадавшими от этих змагаров. Они рассказывали, как им угрожали, терроризировали их, били окна. Страшная жестокость, немотивированная злость. У меня вопрос: они хотели власть поменять или уничтожить?

Кирилл Казаков:

— Сегодня Латвия, ее прибалтийские соседи закрывают порты, железные дороги и так далее. Неужели в Латвии нет экономистов (про политиков уже не говорю), которые понимают, что страна действует себе во вред, бьет по своей же экономике?

Сергей Муливанов:

— В качестве примера нынешних подходов приведу заявление главного метеоролога Латвии: «Все, кто отрицает глобальное потепление, путинисты»… Давайте посмотрим, из чего складывается бюджет Латвии. Примерно 20 % — дотации от Евросоюза, столько же — кредиты. От собственной экономики не больше 60 %. Состояние экономики управляющей верхушке не важно. Ее представителей интересует, как взять кредит и потратить его так, чтобы получить откат. Никакой стратегии экономического развития нет.

Роман Самуль:

— Сейчас латвийское правительство выбивает деньги под строительство ветрового парка — от 1 до 1,5 млрд евро! Увидите, никакого парка в итоге не будет, а деньги исчезнут в неизвестном направлении.

Подготовил Игорь Гуковский