Судоходство или любая промышленная деятельность в высоких широтах всегда сопряжены с опасностью воздействия со стороны айсбергов.
Одним из основных способов обнаружения и отслеживания айсбергов на сегодняшний день является спутниковый мониторинг.
- На спутниковых снимках заданной акватории выявляются айсберги.
- Далее оцениваются их размеры.
- В динамике отслеживается траектория движения.
- После, эксперты выделяют из них наиболее опасные ледяные образования.
- При помощи БПЛА устанавливают на них радиомаяки, которые подробно отображают трек движения объекта.
Как только айсберг приближается к объекту промышленной инфраструктуры или выходит на судоходные маршруты, к нему выдвигается судно, которое обеспечит его ликвидацию.
На сегодняшний день существует два основных способа сделать айсберги безопасными:
1. Изменение траектории движения айсберга с помощью буксировки
2. Растапливание айсберга
В первом случае вокруг айсберга оборачивается стальной трос и буксируются одним или двумя судами в отдаленное от судоходных маршрутов и промышленной инфраструктуры место.
Таким образом, в 2019 г. удалось отбуксировать очень крупный айсберг. Его масса составляла примерно 1,5 млн. тонн, длина - 200 м., ширина - 80 метров, а высота - более 100 метров!!
Во втором случае, если по каким-то причинам невозможна или нецелесообразна буксировка, айсберг ликвидируют прямо на месте, направляя на него с судна поток воды, который размывает его до безопасных размеров.
Одним из предложенных решений по ликвидации особо крупных айсбергов было использование взрывчатки. Надо отметить, что экспедиции 19 и 20 веков в случае сжатия судов льдами, проламывали ледяные поля именно таким способом: с помощью взрывчатки.
Однако, на сегодняшний день свою эффективность и безопасность доказали именно описанные выше два способа.