Найти тему

Не тащите школу домой

«Когда мы ушли из школы, я купила комплект учебников, рабочих тетрадей, доску, мел, парту, колокольчик. Мы садились с ребенком, и я начинала урок – звонила в колокольчик. У нас были переменки, не то, что я прямо мучила ребенка – стандартные 45 минут с пальчиковой гимнастикой в середине занятия. А ребенок отвлекался, не хотел заниматься. Домашнее задание делать тоже не хотел. И вообще в итоге попросился в школу, сказал, что дома учиться не хочет».

Хотите я опишу отличительные черты таких семей? Скорее всего это старший ребенок или единственный, по крайней мере первый в семье, кто не ходит в школу. Возраст до 5 класса. Мама, а возможно бабушка, папа или кто-то еще в семье – учитель. Взрослый, который проводит занятия, работает неполный день или не работает вовсе (пенсия, декретный отпуск, домохозяйка).

Колокольчики, грифельные доски, переменки и расписание прекрасно работает в коллективе, где главное действующее лицо – чужая тетя. Дома оно вызывает тошноту у ребенка.

С чего бы начать? На самом деле основная проблема в жестком графике и работе тет-а-тет. Знаете, почему дети на семейном довольно легко проходят программу двух классов в год, знания у них, как правило, крепче, чем у школьников? Магия? Нет, ученые даже понимают почему – эффективность на другом уровне.

Не могу найти статью, возможно, Вы сможете. Буду признательна, если ссылкой поделитесь (проводили сотрудники не то МППГУ, не то МГПУ). Придется без ссылок писать, ладно. В СССР проводили исследование, согласно которому выяснили, что во время урока ребенок работает 6 минут. Уже в 2020-е исследование повторили. И получили уточнение: НЕ БОЛЕЕ 6 минут. Потому что из 45 минут урока в классе, где 25+ учеников, педагог может уделить каждому не более 1 минуты. А нервная система у детей незрелая. А есть СДВГшки. А в окне птички-бабочки… И тут Вы садитесь напротив ребенка и требуете удерживать внимание на бесполезной для игр математике 45 минут. Ничего так, нормальненько…

Если Вы не наигрались в школу – поменяйтесь с ребенком ролями. Пусть Вам рассказывают тему. А Вы не вздумайте отвлекаться! Какой-такой начальник звонит! В качестве наказания вот тебе, мама или папа, дополнительный пример на дом!

Домашка… Не все дети могут самостоятельно организовать себя для ее выполнения. В этом плане им помогают ритуалы. И самый простой: пришел из школы, пообедал – нужно сделать уроки. А когда ты ниоткуда не пришел? Создайте его сами. Перед сном сходил в ванну, пока волосы сохнут, делай уроки. Или еще что-то. Но это должна быть ежедневная рутина, отмены которой не бывает – прием пищи или что-то подобное. Но и это не решит проблему полностью.

Когда учитель в школе не смог объяснить ребенку, как делать номер, появляется мама в супергеройском халате и все объясняет. А если мама объяснила на уроке, то халат никакой уже не супергеройский. И детское: «Я не понял!» - приравнивается к: «Ты, мама, плохо объяснила!» Сваливать вину на чужую тетю не выйдет. А еще мотивация «за морковку» не работает. Это в школе можно напомнить, что поставят двойку, а на СО это ты, мама, поставишь двойку своему ребенку. И психологически это куда как сложнее и для взрослого, и для ребенка. В первую очередь для ребенка, потому что пожаловаться и получить утешение уже не получится. Согласитесь, будет странно жаловаться тому, кто Вам сломал челюсть…

Дисклеймер! Учителя и педагоги, простите то, что будет написано дальше. Это не в Ваш адрес, это для усиления эмоциональной окраски. Среди Вас есть просто прекрасные люди и специалисты!

А теперь представляем картину: заходит главнюк, звонит в звонок, когда он, главнюк, захотел, 45 минут возмущается, что бедный ребенок постоянно вертится, выпытывает всю домашку, чтобы точно на зубок все знал… потом уставшему малышу вдалбливает новую тему, когда захочет – опять звонит, но всю перемену нужно вести себя тихо, нельзя громко орать, снимая стресс, потому что в соседней комнате спит младший братик или сестренка… И потом еще вечером этот главнюк не дает отдохнуть, требует опять читать и писать…

А в школе главнюк останется В ШКОЛЕ. Он не пойдет к тебе домой. Ты сможешь плакать, рассказывая маме, как главнюк издевался над тобой. И Пете сможешь рассказать. И Кате… А еще там можно орать, выпуская пар, когда начинается перемена. И подраться можно. Да, ругают. Если поймают. Но ловят не всегда… А еще в школе можно пропустить урок. И учитель не увидит, что ты почесался или написал записку Сереже. А дома тебя ждет СЕМЬЯ.

Грифельная доска, парта, учебники и прочее – все это круто. Не круто, когда мама становится главнюком. Ребенку это не нужно. Ему нужна мама. А то, что Вы купили - пригодится. Только не так, как в школе.

Ну, ладно, парта будет использоваться по назначению.

А вот на доске можно написать правила для запоминания или напоминание на день. Или использовать ее ВМЕСТО тетради.

Колокольчик отдайте ребенку. Пусть он сам позвонит в него, обозначая, что ОН начинает или заканчивает заниматься. Пусть это будет оповещение всех членов семьи о том, что его нельзя беспокоить. В это время его нельзя отвлекать, звать обедать или прибрать игрушки и т.п. Нужно начать вовремя? Поставьте будильник, который напомнит, что пора заниматься.

И не садитесь напротив ребенка. Садитесь рядом. Это чистейшей воды психология: вы увидите мир глазами ребенка, будете обнимать, когда буква получается особенно плохо, а пример никак не поддается. Вы будете на его стороне, а не против него.

45 минут – для класса, в котором дети прикрывают друг друга. В работе один на один время сокращается до посильного. Сколько? Секундомер Вам в помощь. Засекли, прибавили 10% от того, сколько выдержал ребенок до первых признаков рассеивания внимания. И на месяц это ваш с ним максимум. Через месяц проверили еще раз с секундомером, скорректировали. Вышло 10 минут? Вспомните, что в школе это 6!!! Обрадовались, что можно работать 11 минут эффективно!

Учебники? Класс. Туда же рабочие тетради и прочее – это всего лишь очень полезный инструмент. Меняйте, дополняйте, тасуйте. И будьте готовы, что через месяц Вы пойдете покупать другой комплект. И научитесь пользоваться библиотеками – учебники тоже книги.

Почему мне смешно, когда я слышу такие истории? Я вижу эту картину глазами ребенка, а не мамы. Потому что моя мама педагог. Великолепный воспитатель. И брат у меня учитель. А разница у нас с ним 15 лет – я пошла в 1 класс, а он в ту же школу – работать. Я помню, как мама меня учила рисовать деревья. А брат помнит, как его учили читать. Я ненавижу березы, а брат выбросил книгу «Золотой ключик», когда вырос. Кстати, я ненавижу геометрию и физику. Угадайте, что преподавал мой брат?

Порой, слушая родителей я начинаю хихикать. Нет, не потому, что смеюсь над собеседником. Это проявление нервозности – я знаю, чем рассказ закончится, хочется сказать: «Не продолжайте, я уже все поняла!» - но это невежливо. И обычно я даже могу дать рецепт, который поможет исправить ситуацию.