«Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя».
Сенека Луций Анней (Младший)
Ещё древние греки понимали, что нет исключительной страны, в которой всё было бы иначе (лучше, чем у всех). Уникальный культурный код есть. Обычаи древней старины присутствуют. Ко всему прочему имеются и недостатки, которые каждый любящий свою страну понимает и хочет, чтобы там, где он живёт, этого не было.
А вот вера в исключительность по праву рождения дело опасное. Например, нельзя просто так сказать «я русский или немец всем назло, а вы идите лесом». История знает много примеров чем всё это заканчивалось.
Любить свою страну нужно за её красоту, культуру, людей, которые в ней живут. Каждая нация рождает гениев, изменивших наш мир. Именно многонациональность делает человечество своего рода конструктором, из которого на генетическом уровне появляется человек будущего.
Нужно быть патриотом своей страны и в то же время любить весь мир за его уникальность. Это и есть «любовь к ближнему». Недостаточно просто кричать, что ты есть. Любить родину можно по-разному. Один из таких способов — поэзия или «песенное слово», способное даже иностранца понимать, за что ты так любишь свою страну.
Гёте любил каменные мосты и дикую природу, Уайльд воспевал широту души, которая не должна контролироваться географией, но в то же время любил архитектуру своей Англии, Сергей Есенин — свою древнюю Русь во всей её красоте и многогранности. Любой иностранец, читавший его стихи, понимал, что это истинный певец своей страны, поэтому она его будет помнить ещё долго!
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
1914 г.