У каждого учителя свой стиль преподавания и подход к ученикам. Вместе с лабораторией исследований КСИlab мы выделили 4 типа ролевых моделей учителей по двум параметрам:
- вовлеченность (от дистанцирования до участия)
- ролевая позиция (от авторитарности до демократичности)
У нас получилась такая шкала:
Учитель-наставник
Строгий, но яркий, харизматичный и авторитетный педагог. Умеет видеть таланты детей за рамками школьной успеваемости и помогает их развивать.
Становится ролевой моделью и источником жизненной мудрости для многих детей.
Учитель-друг
Добрый, заботливый и эмпатичный преподаватель. Интересуется жизнью и эмоциональным состоянием учеников.
Обычно выстраивает со школьниками доверительные отношения, создает безопасное пространство в классе.
Учитель-наблюдатель
Предпочитает судить по успеваемости, а не личным качествам. Старается не вмешиваться во взаимодействие детей, пока их поведение не вредит успеваемости и одноклассникам.
Старается не погружаться в жизнь учеников и занимает отстраненную позицию.
Учитель-шериф
Использует свой авторитет, чтобы поддерживать дисциплину и мотивировать к усердной учебе.
Строгий, чаще всего вызывает у детей уважение, а иногда страх: школьники предпочитают не спорить с таким учителем и избегают конфликтов с ним.
Эти ролевые группы помогают проиллюстрировать яркие типажи педагогов
Здесь, как и в делении на интровертов и экстравертов, не бывает людей, которых можно отнести строго в одну группу. Каждый учитель выбирает свой, уникальный подход к работе.
Учителя выбирают методики работы в зависимости от того, какая ролевая модель им ближе.
Например, если учитель предпочитает занимать позицию наблюдателя, он с меньшей вероятностью выберет педагогические приемы, требующие высокой вовлеченности в жизнь ученика.
Читайте полный текст исследования на нашем сайте
В исследовании мы разбираемся, как устроена работа с трудным поведением в школах России, как учителя видят свою роль в этой работе и как выбирают стратегии для решения проблем в классе