Найти в Дзене

Какими бывают учителя?

Оглавление

У каждого учителя свой 
стиль преподавания и подход к ученикам. Вместе с лабораторией исследований КСИlab мы выделили 4 типа ролевых моделей учителей по двум параметрам:

  • вовлеченность 
(от дистанцирования 
до участия)
  • ролевая позиция 
(от авторитарности 
до демократичности)

У нас получилась такая шкала:

Учитель-наставник

-2

Строгий, но яркий, харизматичный и авторитетный педагог. Умеет видеть таланты детей за рамками школьной успеваемости и помогает их развивать.

Становится ролевой моделью и источником жизненной мудрости для многих детей.

Учитель-друг

-3

Добрый, заботливый и эмпатичный преподаватель. Интересуется жизнью и эмоциональным состоянием учеников.

Обычно выстраивает со школьниками доверительные отношения, создает безопасное пространство в классе.

Учитель-наблюдатель

-4

Предпочитает судить по успеваемости, а не личным качествам. Старается не вмешиваться во взаимодействие детей, пока их поведение не вредит успеваемости и одноклассникам.

Старается не погружаться в жизнь учеников и занимает отстраненную позицию.

Учитель-шериф

-5

Использует свой авторитет, чтобы поддерживать дисциплину и мотивировать к усердной учебе.

Строгий, чаще всего вызывает у детей уважение, а иногда страх: школьники предпочитают не спорить с таким учителем и избегают конфликтов с ним.

Эти ролевые группы помогают проиллюстрировать яркие типажи педагогов

Здесь, как и в делении 
на интровертов 
и экстравертов, не бывает людей, которых можно отнести строго в одну группу. Каждый учитель выбирает свой, уникальный подход к работе.

Учителя выбирают методики работы в зависимости от того, какая ролевая модель им ближе.

Например, если учитель предпочитает занимать позицию наблюдателя, он с меньшей вероятностью выберет педагогические приемы, требующие высокой вовлеченности в жизнь ученика.

Читайте полный текст исследования на нашем сайте

В исследовании мы разбираемся, как устроена работа с трудным поведением в школах России, как учителя видят свою роль в этой работе и как выбирают стратегии для решения проблем в классе

-6