Найти тему
Чердак Умной Эльзы

Всё лучшее - детям! (И железную дорогу в придачу!)

Ну, не совсем настоящую железную дорогу. Детскую. Поменьше. Но чтобы совсем-совсем как настоящая!

Сегодня мы посмотрим фотографии Детской железной дороги в Ростове-на Дону. Имела она свое официальное название - Малая Северо-Кавказская железная дорога.

"В одном из красивейших парков Ростова расположена детская малая Северо-Кавказская железная дорога. Эта дорога стала местом культурного досуга тысяч детей города и в том числе детей рабочих и служащих завода комбайнов. На снимке - детский поезд в пути".

"Ученица седьмого класса 21-й школы Валя Ковтуненко осматривает вагоны перед отправкой поезда".

Фото В. Шаховского. "Советский Союз", 1950г. №8
Фото В. Шаховского. "Советский Союз", 1950г. №8

Эти фотографии были опубликованы в журнале "Советский Союз" в 1950 году. Журнал этот был непростой - ориентирован он был на пропаганду советского строя, но не внутреннюю, а внешнюю. На тот момент журнал выходил в шести изданиях - на русском, китайском, английском, немецком, французском и испанском языках. Не удивительно, что при издании не скупились на бумагу, полиграфию и работу фотографов. И Советскому Союзу, надо сказать, было что показать...

История советских ДЖД (Детских железных дорог) началась с 1932 года, когда в Москве комсомольцами (увы, их имена остались неизвестными) была построена небольшая, протяженностью всего 528 метров, но изумительно настоящая железная дорога с тремя вагончиками.

"Машинист Юрий Копыт ждет сигнала. Через несколько минут он поведет экспресс".

Фото В. Шаховского. "Советский Союз", 1950г. №8
Фото В. Шаховского. "Советский Союз", 1950г. №8

Будем честными - это не был проект развлекательного парка. 30-е годы XX
века во всем ориентируются на грядущие военные годы. Ребята, влюбленные в технику, в романтику железных дорог, в мощь паровозов ии перестук колес, могли здесь понемногу приобщаться к разным профессиям. Можно сказать, что это был гениальный профориентационный проект - недаром его поддерживали наркомы.

Среди тех, кто пропагандировал эту идею, был и академик Владимир Николаевич Образцов - начальник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (отец Сергея Владимировича Образцова, знаменитого артиста-кукольника, директора Московского кукольного театра).

"Какой замечательный вокзал на детской дороге! Юные пассажиры с удовольствием отдыхают здесь в ожидании поезда".

Фото В. Шаховского. "Советский Союз", 1950г. №8
Фото В. Шаховского. "Советский Союз", 1950г. №8

Что же касается строительства детской железной дороги в Ростове-на-Дону, то идею о её строительстве комсомольцы города высказывали ещё в 1936 году.

В мае 1936 года группа ростовских школьников отправилась на совещание юных строителей детских железных дорог, которое проводил Совет содействия строительству ДЖД под председательством академика Образцова. Решение ростовчан было одобрено Советом, и уже в 1937 году в Ростове начали работать кружки юных железнодорожников. А вот на подготовку проекта ДЖД и улаживание всяческих формальностей ушло несколько лет. Только 4 августа 1940 года, в День железнодорожника, на торжественном митинге было объявлено о начале строительства Ростовской ДЖД. Об этом событии возвестил гудок паровоза ЮП-305 (ЮП означало "Юный пионер"), к тому времени уже доставленного к месту будущей дороги.

"Скоро ли отправляется поезд?"

Фото В. Шаховского. "Советский Союз", 1950г. №8
Фото В. Шаховского. "Советский Союз", 1950г. №8

К моменту открытия детской железной дороги было построено паровозное депо и две станции – имени Л.М. Кагановича и Деповская. По тем временам дорога была очень неплохо оснащена: в депо разместились мастерские с токарным, токарно-винторезным, фрезерным, строгальным и сверлильным станками; оба перегона были оборудованы электрожезловой системой, телефонной и телеграфной связью.

Как мы видим на фотографиях - маленькие, конечно, просто катаются, а старшие ребята всерьез осваивают взрослые профессии...

"Тузик поедет с нами".

Фото В. Шаховского. "Советский Союз", 1950г. №8
Фото В. Шаховского. "Советский Союз", 1950г. №8

9 ноября 1940 года Детская железная дорога в Ростове торжественно открылась. Тогда она получила название Малой Ворошиловской.

Как мы знаем, вскоре началась война. Ростов-да Дону был оккупирован. За годы войны дорога сильно пострадала. Рельсы были сняты для строительства железнодорожных сооружений, шпалы растащили местные жители...

Однако решение о восстановлении ДЖД было принято уже в 1945 году, когда ещё восстановление города было в самом разгаре.

"Где здесь вагон матери и ребенка?"

Фото В. Шаховского. "Советский Союз", 1950г. №8
Фото В. Шаховского. "Советский Союз", 1950г. №8

К концу июля 1946 года была завершена первая очередь восстановления - всего километровый участок, но это было лишь начало. 1 августа 1948 года, в «Сталинский День железнодорожника», открылось движение по большому кольцу протяжённостью 3,15 км.

"Не скучай, я скоро вернусь!"

Фото В. Шаховского. "Советский Союз", 1950г. №8
Фото В. Шаховского. "Советский Союз", 1950г. №8

В ноябре 1949 года, к 32-й годовщине Октябрьской Революции, восстановление детской железной дороги было полностью завершено. К этому времени дорога имела уже три станции: Победа, Оборонная (бывшая станция Деповская, а ныне – имени Вити Черевичкина) и Солнечная.

Фото В. Шаховского. "Советский Союз", 1950г. №8
Фото В. Шаховского. "Советский Союз", 1950г. №8

Такой мы и увидели детскую железную дорогу на страницах журнала "Советский Союз".

Пропаганда? Безусловно. Но ДЖД никогда не были "потемкинскими деревнями", фанерными декорациями. Это были уникальные кузницы кадров (простите уж мне высокий слог), оборудованные весьма и весьма неплохо. Игра всерьёз. Блестящий образец реализации лозунга "Всё лучшее - детям".

Посмотрите, сколько интересных деталей на фотографиях! Как деловиты ребята-железнодорожники, как очарованы поездом маленькие...

А вам удалось прокатиться по детской железной дороге?

Информацию о строительстве Детской железной дороги Ростова-на Дону мне удалось найти на сайте некоммерческого проекта "Детские железные дороги СССР".

Как всегда, остаюсь искренне ваша, Умная Эльза.