Я задумала целую серию статей о стеклянных парусниках Алексея Зеля. Начало цикла вы можете прочитать по ссылке ниже, там же оставляю длинное видео, в котором я рассказываю про самые значимые в творчестве моего отца корабли. А мы с вами перенесемся в начало 80-х, сегодня речь пойдет о первых крупных парусных судах, вышедших из-под горелки Алексея Зеля.
Когда стеклянные корабли Алексея Зеля заметили в управлении Московского Электролампового Завода (МЭЛЗ), мастера, трудившегося кварцедувом в конструкторском бюро предприятия, пригласили на разговор.
Оценив по достоинству его талант и способности, ему сделали необычное по тем временам предложение: переквалифицироваться с несложных однообразных операций на изготовление сувенирной продукции. Умельцу предложили оборудовать мастерскую на дочернем предприятии МЭЛЗ – ультрасовременном заводе «Хроматрон».
***
Здесь стоит отметить, что «Хроматрон» изначально делали «показательно образцовым». Поговаривали, что он образовался после жалоб председателя совета министров А.Косыгина, что ему надоело водить иностранных гостей на старенький ЗИЛ. Приняли решение: пора похвастаться перед Западом чем-то передовым.
Как только построили «Хроматрон», партийные лидеры стали приглашать высокопоставленных лиц, приезжавших с визитом в нашу страну, посетить это московское предприятие по производству кинескопов для телевизоров. Экскурсии проводились с неизменным участием директора – Юрия Машина. Находясь в тесном общении с представителями Моссовета и членами Совета Министров, руководитель предложил им «вишенку на торте» - сувениры для гостей, выполненные умельцами завода (под прикрытием одного из цехов на Машина трудился целый отдел мастеров различной направленности).
***
Получив предложение, Алексей Зеля долго сомневался (сильно терял в зарплате, нравился коллектив, где он был бригадиром, да и руководитель КБ не препятствовал творчеству), но в итоге все же согласился, ведь с рабочей специальности его переводили в ранг художника. Знал ли он в тот момент, что его произведения окажутся в руках самых влиятельных европейских лидеров? Думаю, и представить себе не мог.
Конечно, все пришло не сразу. Сначала изделия Алексея Зеля преподносились внутризаводскому начальству, потом в Моссовет, затем в ЦК, и уже после, когда в «верхах» заметили, какой эффект на окружающих производят работы московского самородка, ему стали заказывать подарки для зарубежных лидеров.
Вначале отец делал разные стеклянные сувениры – подсвечники, ветки цветов, природные композиции. Все, к чему лежала душа. Но вскоре его ограничили только кораблями и корзинками. Чиновники не любили неопределенности, особенно после истории с «гришинской паутиной», о которой я недавно рассказывала.
Корзины в основном дарили дамам, а парусники – господам. Так как мужчин в политике больше, хрустальные корабли выходили из-под горелки мастера гораздо чаще.
«Галеон», 1983 г
Если вы в душе хоть чуточку художник, то поймете Алексея Зеля. Человеку с душой творца невыносимо скучно каждый день делать одно и то же. Поэтому он не остановился на одной модели корабля, а стал создавать собственный хрустальный флот. Ведь в этом его никто не ограничивал.
Осваивая новые виды судов, умелец постепенно совершенствовал свою технологию и мастерство, внедрял в изделия цветное кварцевое стекло, придумывал разные подставки и ножки, добавлял декоративные элементы, развивающиеся флаги, волны, чаек, морских обитателей.
Если, по мнению художника, очередной парусник в точности отвечал творческому замыслу (а это получалось далеко не с первого раза), оставлял себе или делал авторскую копию. Отточив до совершенства одну модель, с интересом переходил к изучению следующих чертежей.
И еще одни важный момент:
Алексей Зеля всегда подчеркивал «Это не просто модели из стекла». В каждый свой парусник мастер старался вдохнуть жизнь, передать его движение. Стремился воплотить в хрупком прозрачном материале не только само судно, но и атмосферу вокруг, как живописец изображает корабль на полотне - плывущим по волнам с развивающимися на ветру вымпелами, в сопровождении чаек.
Первым крупным кораблем, сделанным Алексеем Зеля на «Хроматроне» в собственную коллекцию для серии «История парусного флота» (авторское название) стал «Галеон» (1983 г) – стеклянная копия испанского судна 16 века.
Выбор не случаен. Моего отца вдохновляли великие открытия и отважные мореплаватели. Двумя годами ранее, из-под его горелки вышли две каракки: «Санта-Мария» Колумба и «Тринидад» Магеллана. Пришло время «Золотой лани» - галеона Френсиса Дрейка, совершившего второе кругосветное путешествие.
В этой работе художник стремился передать момент волнения морской стихии – галеон то уходит носом под воду, то сильным толчком выталкивается на поверхность. Для большей выразительности своего произведения он заказал к нему специальную подставку, наподобие небольшого трамплина, чтобы еще сильнее подчеркнуть сопротивление судна волнам.
«Флейт», 1983 г
На протяжении 16-18 веков голландские флейты занимали господствующее положение на море. Первым кораблем Балтийского флота считается флейт «Рюрик». Ну а самый известный представитель серии – мистический «Летучий голландец». Какой конкретно парусник имел в виду Алексей Зеля, создавая стеклянную версию, мне неизвестно. Возможно это собирательный образ.
Папа вспоминал, что «Флейт» ему никак не давался, процесс сборки шел мучительно. В тот долгожданный момент, когда дело продвигалось к завершению - подставка, палуба и мачты с парусами были готовы, и оставалось только натянуть такелаж, художник потянулся за водой (кварцедувы работают при высоких температурах, теряют много жидкости и часто пьют), стакан выскользнул из руки и упал прямо в центр судна. По палубе пошла трещина. В сердцах мастер взял свое творение и разбил об пол. Исправлению такая ошибка не подлежала, пришлось все делать с нуля заново.
В отличие от «Галеона», который находится в нашей домашней коллекции, «Флейт» долго путешествовал с передвижной выставкой и сейчас вы можете увидеть его в экспозиции Егорьевского историко-художественного музея.
Завершая сегодняшнюю тему, предлагаю посмотреть коротенькое 30-секундное видео, в котором отец рассказывает связанную с «Флейтом» забавную историю.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Начало цикла:
Понравилась статья? Не забудьте поставить палец вверх, это поможет продвижению моего канала!
Мой отец был уникальным Мастером, создавшим множество прекрасных произведений. Если вы интересуетесь искусством, подпишитесь на телеграм-канал: https://t.me/alexey_zelya - там вы узнаете много интересного о его жизни и творчестве!
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: